НА ПУТИ К НАУЧНОЙ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

НА ПУТИ К НАУЧНОЙ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Ю.Верхошанский

Национальный Олимпийский Комитет Италии, Школа Спорта

1. Теория спортивной тренировки (ТСТ) - часть общей теории спорта, разрабатывающая систему научных знаний о принципах и технологии построения тренировочного процесса.

1.1. Методологическая платформа современной научной ТСТ исходит из общей теории адаптации, теории систем и теории деятельности.

1.2. Научная основа ТСТ базируется на современных достижениях физиологии мышечной деятельности, функциональной биохимии, биомеханики, спортивной медицины, психологии и педагогике спорта.

1.3. Методическая система ТСТ разрабатывается на основе изучения специфических закономерностей: процесса становления спортивного мастерства, морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней тренировки, становления спортивно-технического мастерства, взаимосвязи динамики состояния спортсмена с задаваемой тренировочной нагрузкой.

2. Методы: аналитическое обобщение литературных данных и методического опыта мирового спорта, лабораторный и естественный эксперименты.

3. Принципиальные положения современной научной ТСТ.

3.1. В связи с широким привлечением биологического знания в ТСТ вводятся новые понятия, кардинально изменяющие ее традиционные представления о построении тренировки. К ним относятся, в частности, понятия текущего адаптационного резерва организма, большого адаптационного цикла тренировки, специфичности реакций организма на тренирующие воздействия, программно-целевого принципа построения тренировки.

3.2. Главный принцип современной научной ТСТ - соответствие методических положений закономерностям развития процесса адаптации организма к специфическому режиму напряженной мышечной деятельности. Идея принципа предусматривает создание в тренировке условий, объективно необходимых для:

- целенаправленной активизации механизма адаптации организма к специфическому двигательному режиму, присущему конкретной спортивной деятельности;

- реализации закономерностей морфофункциональной специализации организма в требуемом направлении;

- рациональной эксплуатации и направленного совершенствования механизмов преобразования энергии;

- эффективной регуляции обмена веществ в различных организационно-временных формах тренировочного процесса.

4. Основные разделы ТСТ.

4.1. Теория тренинга - концентрирует систему экспериментальных знаний о факторах и условиях, детерминирующих переход организма из одного состояния в другое под влиянием тренирующих воздействий;

4.2. Теория тренировочной нагрузки - рассматривает тренировочную нагрузку как физиологическую меру воздействия на организм специализированной мышечной работы, отражаемой в организме в виде конкретных морфофункциональных реакций;

4.3. Теория спортивной техники - включает и рассматривает два принципиальных понятия: спортивная техника (система движений) и спортивно-техническое мастерство (умение спортсмена эффективно использовать свой моторный потенциал);

4.4. Теория построения тренировки - комплекс теоретико-методических знаний, относящихся к общим принципам организации тренировочной и соревновательной деятельности;

4.5. Теория программирования тренировочного процесса - разрабатывает принципиальные установки к упорядочению содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена, календарем соревнований и специфическими принципами определяющими рациональные формы организации тренировочной нагрузки в рамках конкретного времени.

5. Научные и методические положения научной концепции ТСТ докладывались, обсуждались и дополнялись на многих международных конгрессах, симпозиумах и в мировой научно-спортивной литературе. Ее методические принципы использовались и апробировались в практике подготовки ряда национальных и клубных команд России, Германии, Италии, США. Бразилии, Болгарии и др. стран.

Литература

1. Ю.В. Верхошанский (Yu. Verkhoshanski),  Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М. 1988;

2. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса.-Теор. и практ.фк.1991, 2, 24-31.

3. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. -Теор. и практ. фк. 1993, 8, 21-28.

4. La programmazione e l’organizzazione del prozesso di allenamento.- Societa Stampa Spotiva,Roma,1987.

5. Programming and Organization of training.- Sportiving Press, Michigan, 1988.

6. Effective trainiren.- Sportverlag Berlin, 1988.

7. Entrenamento deportivo. Planification y Programacion.- Adiciones Martinez Roca, Barselona, 1990.

8. Ein neues Trainingssystem fur ziklishe Sportarten.- Phillippka-Verlag, 1992.

9. L’entrainement efficace. Pour une programmation efficace de l’entrainement.- Presses Universitaires de Erance, 1992.

10. Super Training.-Johannesburg, 1994.

11. Preparacao de forca espesial.- Grupo Palestra Sport, Rio de Janeiro, 1995.

12. Ein neues Trainingssystem fur azyklische Sportarten.- Philippka-Verlag,Berlin, 1995. 13. Speed training for high level athletes.-New Studies in Athletics, 1996, 2-3, 39-49.

13. Topical problems of the modern theory and methodology of sports training.- Coaching and Sport Science Journal, 1996.

14. Mezzi e metodi per l’allenamento della forza esplosiva.- Societ Stampa Sportiva, Roma,1997.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Верхошанский, Ю. На пути к научной теории спортивной тренировки // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 462-463.