ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.Евсеев

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

По прогнозам специалистов Госкомвуза Российской Федерации (1996) в нашей стране в системе высшего профессионального образования ожидается сокращение, примерно в 2 раза доли инженерно-технических и сельскохозяйственных и увеличение, приблизительно в 2,5 раза, доли гуманитарных профессий. Таким образом, все большее значение будут приобретать специалисты, ориентированные на удовлетворение многообразных потребностей личности, в том числе и в области физической культуры.

В настоящее время ведущие академии физической культуры - Российская, Санкт-Петербургская, Московская, Сибирская, Уральская, Кубанская - ведут работу по увеличению количества специализаций и специальностей, объясняя это необходимостью социальной защиты выпускников, стремлением вузов "выжить", не распасться, выдержать конкуренцию с образовательными учреждениями других областей деятельности, желанием помочь своей отрасли и т.п. Однако, по мнению автора данной публикации, необходимость значительного расширения спектра специализаций и специальностей в области физической культуры и, вообще, придания ей должного социального статуса обусловлены стремлением не только и, даже, не столько сохранить отрасль, ее вузы, защитить выпускников, но и, это главное, - спасти здоровье народа с помощью отрасли, ее вузов и выпускников. Отсюда вытекает важное следствие - важнейшей задачей любого вуза физической культуры является максимально возможное расширение спектра специализаций и специальностей подготовки кадров, способных удовлетворить самые разнообразные запросы личности, а не переориентация наших студентов на обучение по специальностям из других областей деятельности. Последнее целесообразно в тех случаях, когда такие специальности осваиваются студентами как дополнительные к нашим -основным - так или иначе представляющим физическую культуру.

Рассмотрим принципы определения приоритетности открытия и внедрения новых специальностей и технологию их разработки. К таким принципам относятся: 1) реальный запрос практики на специалистов нового типа (социальная значимость новой специальности); 2) наличие потенциальных инвесторов реализации образовательно-профессиональной программы (наличие финансового сопровождения программы); 3) наличие новизны программы, ее оригинальность; 4) возможность обеспечения кадрового, учебно-методического, научного и материально-технического сопровождения специальности.

Разработка нового содержания образования осуществляется с помощью создания временных творческих коллективов - межкафедральных, межфакультетских, межвузовских. Апробация разработанного содержания образования должна проводится с помощью следующих организационных форм: 1) факультативные дисциплины; 2) специальные курсы, которые предлагаются студентам и всем желающим в виде платных образовательных услуг; 3) дисциплины и курсы по выбору студентов, утверждаемые вузом (факультетом); 4) специальные дисциплины 5) специализации.

Для получения максимально возможной информации о новом содержании образования необходимо включить его в виде тех или иных перечисленных форм не только в программу подготовки студентов, но и аспирантов, слушателей института (факультета) переподготокикадров и повышения квалификации.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Евсеев, С. Принципы и технология разработки новых специальностей в области физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 463-464.