ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Полянский

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

О состоянии и необходимости совершенствования теоретических основ прикладности физической культуры. Прикладность физической культуры, ее реальные возможности содействовать различным сферам жизни человека уже на первый взгляд представляются как изначальный и непременный атрибут физической культуры, как неотъемлемое, необходимое и существенное ее свойство. Очевидно, что проблема рационального использования уникальных прикладных возможностей физической культуры по обеспечению жизнедеятельности общества и каждого его члена, а вместе с ней и проблема теоретического отражения этого процесса, существуют перманентно.

Прикладная значимость физической культуры рассматривалась еще в конце прошлого и в начале нынешнего века в работах П.Ф.Лесгафта (1891), Г.Демени (1905), А.Д.Бутовского (1913) и других авторов, когда они указывали на изначальную взаимосвязь физической культуры в целом или ее частей с различными сторонами бытия, и прежде всего с трудовой и военной практикой. В той или иной мере прикладность отражена в наиболее распространенных современных теоретических представлениях о формах и функциях физической культуры, о принципах, целях и задачах физкультурной деятельности (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, А.М.Максименко, 1976; Н.И.Пономарев, 1989; Б.А.Ашмарин с соавт., 1990; Л.П.Матвеев, 1991; G Starke, 1980). Аспекты прикладности, в частности профессионально-прикладной физической подготовки, много раз становились темами диссертационных исследований, в том числе докторских: С.А.Полиевского - в 1974, В.И.Ильинича - в 1979, В.А.Кабачкова - в 1996 г. Анализ состояния дел в сфере физической культуры и спорта, существующих программ физического воспитания различных контингентов населения, особенно активно проводимый в последнее время, показывает, что реальная структура и формы социальной и индивидуальной практики физической культуры, используемые средства, методы и получаемые результаты также во многом определяются их практическим прикладным предназначением, которое осознается в определенной степени различными возрастными и социальными группами населения (В.П.Филин, 1975; В.К.Бальсевич, 1988; В.И.Столяров, 1994; П.А.Виноградов, В.И.Жолдак, В.И.Чеботкевич, 1995 и др.). Пожалуй наибольшее теоретическое освещение сегодня имеют такие сложившиеся организационные формы проявления прикладности физической культуры, как профессионально-прикладная физическая подготовка и производственная физическая культура (Б.И.Загорский, 1975; Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н, 1985; Р.Т.Раевский, 1985; Sykora F, 1980 и др.). В то же время, сегодня вряд ли можно утверждать, что теория прикладности физической культуры полностью оформилась как самостоятельный раздел общей теории физической культуры.

На пути к созданию теории прикладности физической культуры. Все увеличивающийся объем знаний о прикладных аспектах физической культуры, накопившиеся в различных прикладных формах физической культуры теоретико-методические разработки требуют системного теоретического осмысления. Представляется наиболее целесообразным осуществить это в рамках концепции прикладности физической культуры. На наш взгляд, создание такой концепции потребует пополнения фактического материала, его детальный анализ и системное осмысление по всем основным аспектам проблематики. Прежде всего важно определиться с ведущими понятиями. Необходим корректный этимологический и общенаучный категорийный анализ основных понятий, таких как "прикладность физической культуры", "прикладная физическая культура", "профессионально-прикладная физическая культура". Для уточнения исторической значимости прикладности физической культуры и динамики развития ее основных форм проявления в обществе потребуется провести детализированное историко-логическое исследование. Потребуется также обобщить накопленные в теории физической культуры и в ряде смежных наук знания о сущности отношений физической культуры и основных объектов ее "приложения" - таких ведущих форм жизнедеятельности, как труд, учеба, служба в армии. В этом плане несомненный интерес представляют разработки физиологии, гигиены, медицины и психологии труда, эргономики, профессиональной и производственной педагогики, охраны труда, других научно-практических дисциплин. Обновление прикладных физкультурных методик и технологий по всей видимости будет во многом обусловлено происходящими изменениями в характере и условиях жизнедеятельности человека - в сфере профессионального труда, учебной деятельности и в военном деле. Особый аспект предлагаемой разработки концепции - в направленности на перспективу. Имеется ввиду не только прогнозирование ситуаций в прикладной сфере физической культуры, но и разработка технологий опережающего развития и способов их реализации на практике.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Бутовский А.Д. Записки по истории и методике телесных упражнений. - СПб.: Издание Главной Гимнаст.-Фехтовальной Школы, 1913.

3. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры и спорта. - Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 1995.

4. Демени Ж. Научные основы физического воспитания: Пер. с фр. - М.: Ред. журн. "Педагогический листок", 1905.

5. Загорский Б.И. К вопросу о теоретических основах профессионально - прикладной физической подготовки // Материалы IV Всесоюзной научн. - метод. конференции по ППФП (Клайпеда, 1975). - М., 1975.

6. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.

7. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.

8. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в профессиональной школе // Труды комиссии по техническому образованию 1889 - 1890 гг. - СПб.: Тип. Демакова, 1891.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (обобщающие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991.

10. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4

11. Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. - М.: Профиздат, 1985. - 152 с.

12. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1985. - 138 с.

13. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теория и практика физической культуры. - 1992. - № 4.

14. Теория и методика физического воспитания / Общ. ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

15. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А.Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

16. Starke G. Zur Struktur und Funktion der sozialistischen Korperkultur // Theorie und Praxisder KorperKuitur. - 1980. - N. 2.

17. The Dynamics of physical Developtment and Motor Efficieney of Vouths During Fheir Training for Workers professions // Teorie a praxe elesne vychay, N. 9, 1980.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Полянский, В. Прикладные аспекты в теории физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 466-467.