СПЕЦИАЛИСТЫ НОВОГО ПРОФИЛЯ В ОБЛАСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

СПЕЦИАЛИСТЫ НОВОГО ПРОФИЛЯ В ОБЛАСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

А.Ахромова

Кубанская государственная академия физической культуры,
Краснодар, Россия

Радикальные перемены в России должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. Отрицательная динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учереждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса.

В настоящее время остро стоит задача превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов образования. В 1991 году в КГИФК на основании Постановления Госкомитета СССР по физической культуре и спорту "О подготовке специалистов по физкультурно-оздоровительной работе в институтах физической культуры" был проведен первый набор на специализацию "Оздоровительная физическая культура". Разработана принципиально новая учебная программа, подробно раскрывающая вопросы формирования здорового образа жизни, особенности использования традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно-оздоровительной работе с населением, в профилактике и лечении заболеваний, мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы, роли физической культуры в реабилитации больных с различными заболеваниями.

Была выдвинута концепция о возможности получения студентами академии физической культуры двух образований: высшего - по специальности "Физическая культура" с квалификацией "Бакалавр физической культуры" и среднего - по специальности "Лечебное дело" с квалификацией "Фельдшер". Социальная значимость подготовки таких специалистов для системы народного образования подтверждается Приказом Министерств здравоохранения и народного образования № 85-272 от 30.06.92 г. "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учереждениях".

Был проведен анализ государственных образовательных стандартов по вышеназванным специальностям и на их основе разработан совмещенный учебный план. Доказана возможность обучения студентов по двум специальностям за счет общих часов по ряду направлений подготовки. Кроме того, резервом для проведения профилированных часов по специальности "Лечебное дело" в гостандарте направления 521900 "Физическая культура" являются часы "Дисциплины и курсы по выбору студента". В "Цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин" они составляют 24 часа, в "Цикле общих математических и естественно-научных дисциплин" - 120 часов, в "Цикле общеобразовательных дисциплин" - 340 часов, и, кроме того, в "Цикле специальных дисциплин" на спортивно-педагогическое совершенствование отводится 500 часов. Для подготовки по дополнительной специальности могут быть использованы часы факультативных дисциплин - 130 часов и часы, отведенные на дополнительную подготовку - 110 часов. Таким образом, общий резерв составляет 1924 часа, тогда как в гостандарте специальности "Лечебное дело" на профилированные предметы отводится 1950 часов.

Данные специалисты знают медицинские и педагогические основы физкультурно-оздоровительной деятельности. За время учебы они овладевают методами исследования и оценки воздействия физкультурно-оздоровительных мероприятий на физическое, психическое и социальное здоровье человека, формами и методами оздоровительной работы с различными группами населения, в том числе и с лицами с ослабленным здоровьем, больными и инвалидами; содержанием принципа здорового образа жизни и факторами риска возникновения заболеваний; способами реабилитации после социально-детерминированных и профессиональных заболеваний; основами рационального двигательного режима; методиками тренировочных занятий с общеразвивающим, оздоровительным и лечебным эффектами, традиционными и нетрадиционными методами оздоровления населения; приемами лечебного и оздоровительного массажа; могут осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в области оздоровительной физической культуры.

Выпускники умеют оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, выполнять врачебные назначения, проводить иммунизацию населения, разбираются в результатах лабораторных данных, могут участвовать в диспансеризации населения и вести снитарно-просветительную работу, умеют применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребностей в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, контроля за состоянием организма.

Объектами профессиональной деятельности специалиста нового профиля являются образовательные учереждения любых типов, специальные образовательные учереждения - вспомогательные школы и дошкольные учереждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, детские дома-интернаты, клубы, федерации, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учереждения, санатории, дома отдыха, государственные и негосударственные предприятия, учереждения и организации.

Факультет ОФК проводит подготовку специалистов с двумя дипломами с 1992 года совместно с краевым базовым медицинским училищем и краснодарским городским медицинским колледжем. Выпускники востребованы обществом и успешно работают в области физической культуры и медицины.

Предлагаемая система не имеет аналогов в России и, на наш взгляд, является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития физкультурного образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм и способность к своевременному удовлетворению потребности общества в укреплении здоровья нации.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям 521900 "Физическая культура" (второй уровень высшего профессионального образования) - М. - 1994. - 23 с.

2. Учебный план по специальности 0401 "Лечебное дело", квалификация специалиста "Фельдшер" -: Государственный комитет по народному образованию, - 1989. - 18 с.

3. Постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту № 2/1 от 28.02.1990 г "О подготовке специалистов по физкультурно-оздоровительной работе в институтах физической культуры". -: Главное управление ФВ, - 1990. - 8 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ахромова, А. Специалисты нового профиля в области оздоровительной физической культуры - веление времени // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 471-472.