ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Болобан, В.Мищенко

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Государственный научно-исследовательский институт физической культуры и спорта,
Киев, Украина

Физическое воспитание и спорт на современном этапе развития тесно объединяет традиции, новации и выдающиеся достижения, а также большое количество проблем - образовательных, физкультурно-спортивных, философских, экономических, социальных, политических, правовых, морально-этических и др. Исследованиями этих проблем заняты многочисленные коллективы ученых, работающих в научных центрах, университетах, других высших учебных заведениях, а также большое количество специалистов практиков на всех континентах планеты.

Много интересных и полезных результатов исследований, которые пополняют сокровищницу фундаментальной науки и становятся основой для прикладных разработок, направленных на решение актуальных задач физического воспитания и спорта, вносит высшая школа Украины, имеющая значительный интеллектуальный и научный потенциал.

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта как головной вуз отрасли и его специализированный ученый совет по защитам докторских диссертаций объединяет существующий в Украине научный потенциал, сосредоточенный в институтах физической культуры, на факультетах и кафедрах физического воспитания высших учебных заведений министерств и ведомств. На этом основании расширено содержание паспортов специальностей, по которым ведется подготовка научно-педагогических кадров, а также решаются задачи фундаментальной и прикладной науки. Такой подход, когда спортивный врач, спортивный журналист, валеолог может защитить диссертацию в специализированном ученом совете нашего университета значительно расширяет круг специальностей, которые отвечают задачам отрасли и в которых отрасль заинтересована.

Расширение специальности "Физическое воспитание и спорт" отвечает накопленному международному опыту работы высших учебных заведений, которые вышли за пределы специальности "Педагогические науки" и ведут подготовку специалистов по такому широкому кругу специальностей как физическая реабилитация, биомеханика, кинезиология, спортивная медицина, физиология спорта,олимпийский и профессиональный спорт и др.

Оценивая научно-практические достижения и накопленный определенный опыт ученых и практиков отрасли "Физическое воспитание и спорт" Кабинет Министров Украины Постановлением № 1328 от 29 ноября 1997 года в "Перечне научных специальностей" утвердил отрасль науки "Физическое воспитание и спорт", которая включает две специальности: "Олимпийский и профессиональный спорт" (шифр 24.00.01) и "Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения" (шифр 24.00.02) с присуждением ученой степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, доктора наук по физическому воспитанию и спорту. Следует отметить, что последующие решения ВАК Украины относительно выделения самостоятельной отрасли науки "Физическое воспитание и спорт", позволили перестроить систему подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру, усовершенствовать систему защит диссертаций, систему внедрений результатов НИР и др.

Приказом по Госкомспорту Украины № 259 от 4 февраля 1998 года создана динамичная прогрессивная структура, объединяющая научный и кадровый потенциал университета, научно-исследовательского института физической культуры и спорта, научно-исследовательских подразделений институтов физической культуры, факультетов и кафедр физического воспитания педагогических университетов и институтов с привлечением докторантов, аспирантов, лучших представителей студенческой науки.

Объединены научные усилия отрасли с научно-исследовательскими подразделениями ряда зарубежных вузов России, Польши, Венгрии, Китая, Литвы, Белоруссии, Испании, Италии и др. Разработана актуальная научная тематика, определены планы совместного использования современной научной аппаратуры, позволяющие решать три основные задачи: подготовка научных и научно-педагогических кадров; повышение двигательной активности и укрепление здоровья разных групп населения; совершенствование системы подготовки спортсменов высшей квалификации.

Названные мероприятия получили международное признание, в частности, Европейской системы высших учебных заведений по физическому воспитанию и спорту, а опыт Украинского государственного университета физического воспитания и спорта в этой области был рекомендован для широкого распространения в других странах Европы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Болобан, В. Организационно-методологические основы развития фундаментальной науки в системе высшей школы / Болобан В., Мищенко В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 472-473.