МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЛАВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ"

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЛАВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ"

Н.Булгакова, В.Афанасьев, Аль-Ведьян Хасан

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Исследуя деятельность тренера-преподавателя по плаванию Л.П. Макаренко (1), наряду с традиционно отмечаемыми в литературе конструктивными, организаторскими, коммуникативными и познавательными умениями (2, 3), обосновал и выделил группу профессиональных умений, получивших название предметно-практических. В их состав вошли умения, связанные с решением конкретных задач практических разделов спортивной подготовки при непосредственном взаимодействии тренера-преподавателя с занимающимися. В связи с этим проблема профессионально-педагогической подготовки студентов в процессе изучения дисциплины " Плавание и методика преподавания" была подвергнута специальному исследованию, поскольку потребность в специалистах по массовому обучению плаванию поселения России до сих пор остается неудовлетворенной.

Методика. Основным методом исследования был констатирующий естественный эксперимент. В ходе эксперимента были применены следующие методики: педагогические наблюдения, экспертная оценка, анкетирование, интервью, опрос.

Эксперимент проводился в течение двух учебных лет (1994-95 и 1995-96) в процессе учебных занятий и педагогической практики по плаванию студентов 2 курса РГАФК по утвержденной программе и единому графику изучения учебного материала.

В эксперименте приняло участие 211 студентов, не специализирующихся в плавании.

Результаты. Основным недостатком знаний студента на начальном этапе изучения дисциплины является отсутствие понимания связей теоретического материала учебной программы по изучаемым темам. Знания не сложились в систему (например, средства обучения и возрастные особенности детей школьного возраста). Педагогические наблюдения в процессе учебных занятий, особенно учебной и педагогической практики, позволяют считать, что студенты осознают объективную сферу реализации теоретического знания, при решении педагогических задач накапливают, анализируют и обобщают опыт педагогической работы по обучению плаванию.

Значительные сдвиги в проявлении умений планировать содержание педагогической деятельности в занятии по обучению плаванию зафиксированы в процессе прохождения педагогической практики. Наибольший прогресс был отмечен в адекватности формулировки задач занятий в зависимости от этапа обучения и подготовленности занимающихся; отбора средств обучения в зависимости от поставленных задач (разность средних 0,6-0,7 балла, Р< 0,001). Исследование показало, что для студентов наибольшие трудности составляет не освоение теоретических и методических знаний, а применение их в практической деятельности. Это относится, прежде всего, к планированию дозировки упражнений, распределению времени между частями урока и планированию средств по исправлению типичных ошибок. Очевидно, такое положение можно объяснить спецификой учебных занятий по обучению плаванию детей в процессе практики (количество занимающихся в учебной группе больше, чем на учебной практике; разный уровень подготовленности детей; трудность в поддержании дисциплины).

Анализ учебного процесса показал, что в отведенный учебной программой объем часов на практические занятия студенты осваивают все спортивные способы плавания и на фоне повышения плавательной подготовленности способны выполнить действия по оказанию помощи на воде - транспортировать " тонущего" и уставшего пловца, нырять в длину и глубину, освобождаться от захватов потерпевшего и, наконец, выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Это обеспечивает их уверенность при самостоятельном проведении занятий по обучению плаванию. Результаты освоения студентами предметно-практических умений в процессе изучения дисциплины представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения уровня сформированности предметно-практических умений у студентов в процессе изучения дисциплины   "Плавание и методика преподавания" (оценка экспертов в баллах)

Предметно-практические умения

Учебная практика в зале Учебная практика в воде Педагогическая практика
x m b x m b x m b
1.Правильно показать технику, имитация техники 3,22 0,09 0,72 3,57 0,08 0,75 3,92 0,08 0,76
2.Приемы обучения технике плавания 3,17 0,09 0,80 3,40 0,08 0,60 3,40 0,08 0,71
3.Комбинирование методов организации группы 3,21 0,09 0,72 3,58 0,08 0,16 3,67 0,09 0,82
4.Оказание помощи разучивании техники плавания 3,19 0,09 0,77 3,35 0,08 0,64 3,38 0,08 0,73
5.Кратко объяснить упражнения 3,17 0,09 0,74 3,53 0,09 0,82 3,61 0,08 0,85

Изучение деятельности студентов в учебном процессе, оценка их подготовленности показали, что они вполне удовлетворительно владеют знаниями и умениями, необходимыми для реализации задач массового обучения плаванию. Ежегодно до 40% студентов, заканчивающих изучение дисциплины " Плавание и методика преподавания" получают разрешение на работу по плаванию в российских и зарубежных оздоровительных лагерях.

К основным факторам, влияющим на качество формирования профессионально-педагогических навыков преподавателя плавания, являются учебная и педагогическая практики, методическая направленность практических занятий.

Литература

1. Макаренко Л.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера ДЮСШ по плаванию - М.; ГЦОЛИФК, 1986 - 35 с.;

2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981 - 375 с.;

3. Решетень И.Н. Проективные системы требований к специалистам по физической культуре и спорту. /2 Всесоюзная научная конф. - М.: ГЦОЛИФК, 1983 - с. 15-16.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Булгакова, Н. Методика обучения профессионально-педагогическим навыкам в процессе изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания" / Булгакова Н., Афанасьев В., Аль-Ведьян Хасан // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 473-475.