О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Великая, Л.Куликов

Уральская государственная академия физической культуры,
Челябинск, Россия

Введение. В современном быстроменяющемся мире особенно важно, чтобы содержание образования удовлетворяло не только актуальным, но и перспективным требованиям социального прогресса. Выпускнику не придется доучиваться или переучиваться сразу же после окончания учебного заведения лишь в случае получения необходимых знаний, умений и навыков с определенным опережением по отношению к реальным срокам внедрения новых технологий в практику. В частности, речь должна идти о том, чтобы в условиях подготовки будущих специалистов (в том числе по физической культуре), а значит при отборе и формировании учебного материала для вузов, прогнозировать и учитывать те особенности технологии управления персоналом и его развитием в организации, с которыми выпускники встретятся (в качестве объекта или субъекта управления) в первые годы профессиональной деятельности.

Результаты и их обсуждение. Анализ освещения в современной специальной литературе вопросов, имеющих ключевое значение для специалистов по управлению персоналом и управленцев организаций в широком смысле слова, позволяет выделить следующее.

В растущем рыночном мире социальная значимость процессов управления карьерой неуклонно возрастает. Их оптимальная реализация позволяет достичь баланса интересов отдельного работника и организации в целом. В ходе российских преобразований "индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные или общественные" [1, с.214], а термин "карьера" вошел в тезаурус отечественной управленческой науки и практики. Начата разработка карьерограмм [2].

В учебник по управлению персоналом организации, предназначенный для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент" [2], включен подраздел, посвященный управлению деловой карьерой. Основные звенья технологической цепочки управления персоналом представлены в ракурсе технологических решений, распространенных в странах с развитыми рыночными отношениями. При этом рассматриваются недостатки их реализации, характерные для современной отечественной управленческой практики. Надо полагать, ориентация на зарубежный опыт определяется, с одной стороны, тем, что в России никогда не было национального рынка по профессиональным сегментам, с другой - начавшейся интеграцией её в международный рынок труда.

Вместе с тем 23% студентов, участвовавших в исследовании, отождествляют термины "карьера" и "карьеризм". Вероятно, это можно объяснить искажениями принципов служебного продвижения, имевшими место в российском обществе, поскольку по нормам русского языка в отличие от слова "карьеризм", означающего безусловно негативное в социальном плане действие, термин "карьера" имеет положительный или, по крайней мере, нейтральный, с точки зрения соблюдения интересов общества, смысл. 67% испытуемых упускают из виду, что уже во время собеседования следует подробно обсудить требования организации к работнику. Следовательно, они фактически не осознают сути этапа отбора кадров, называемого в странах с развитой рыночной экономикой "культурным отсевом" из-за акцента на соотнесении личных ценностей претендента на должность с культурными постулатами организации.

В целом же результаты исследования свидетельствуют о несостоятельности надежд на самостоятельное формирование адекватных интегративных схем действий, осуществляемых на различных этапах управления персоналом, несмотря на наличие в достаточном объеме релевантных знаний по отдельным дисциплинам: студенты, выступая и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления, допускают грубые ошибки, в реальной жизни чреватые серьезными негативными последствиями. Отчасти такое положение дел можно связать с тем, что подход к формированию социальной компетентности молодежи, характерный для традиционного общества, где из поколения в поколение передаются установленные ценности, обычаи, традиции, а социальное образование - удел среды, результат уклада жизни, не может обеспечить решение данной задачи в обществе переходного периода.

Заключение. В связи со сказанным представляется целесообразным в современных российских условиях вузовской подготовки будущих специалистов по физической культуре осуществлять углубленное обучение новой технологии управления персоналом и его развитием. При этом имеет смысл использовать соответствующую систему тематических дидактических игр, учитывая вероятностный характер будущих условий реализации предлагаемой для изучения технологии.

Литература

1. Педагогика: Учеб.пособие /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1995. - 638 с.

2. Управление персоналом организации: Учеб. /Под ред.А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Великая, Е. О формировании социальной компетентности в условиях современного высшего физкультурного образования / Великая Е., Куликов Л. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 475-476.