ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"

Е.Кузьмичева, В.Пономарчук

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Непременным условием обучения будущего педагога, а с использованием игрового метода в особенности, должно стать двуединство основных компонентов учебного процесса:

1. Личность как цель образования и как субъект познавательной деятельности.

2. Учебный материал как средство образования и объективное содержание познавательной деятельности.

Лишь в этом случае возможно продуктивное становление педагогического мастерства студента. В этом смысле педагогический процесс при преподавании курса "Подвижные игры" должен по сути дела своей целевой установкой иметь обучение структуре творческого общения "учитель-ученик". Принимая во внимание, что процесс познания есть единство деятельности и общения, обучение должно строиться как процесс общени учитель-ученик в форме диалога. Таковой не только предполагает, но и утверждает коллективность, взаимодействие. Поэтому для становления педагогического мастерства важно не столько сообщение информации, а разбор аргументации. Не "что делать?", а "почему и как делать?". Имея в виду, что педагог определяется не столько тем, что он знает и сколько он знает, но насколько он владеет методом, поскольку метод есть орудие его педагогической деятельности. Непременным условием в этом плане становится обучение:

1. Решению проблем контингента играющих.

2. Решению проблем студента, становления его педагогического мастерства.

И если первая задача давно и достаточно успешно, хотя, на наш взгляд, лишь частично, но все же решается практически во всех методических указаниях и рекомендациях, то вторая требует к себе особого внимания. Прежде всего следует подчеркнуть, что ее основным содержанием при освоении курса подвижных игр как средства формирования педагогического мастерства становится воспитание внимания педагога к контингенту занимающихся: как в крылатом выражении "режиссер должен "умереть" в актере", так и педагог-организатор должен "умереть" в играющих, прочувствовав их индивидуальность (каждого из играющих!) и своевременно использовав один из методов:

- изменение правил игры (их усложнение или упрощение, изменение оборудования) в зависимости от возможностей контингента;

- введение гандикапа для одной из групп при явном преимуществе одной из них для сохранения эмоционального фона и напряжения в игре;

- изменение направленности игры путем изменения правил (темпа и т.д.) для коррекции неадекватной нагрузки.

Обучение этим методам и должно стать одним из средств совершенствования педагогического мастерства студентов и в то же время условием творческого овладения самим содержанием курса "Подвижные игры". Последнее возможно лишь в условиях значительного расширения целевых установок и тем самым потенциала указанного курса.

Вряд ли целесообразно ограничиваться указываемыми практически во всех указаниях и рекомендациях такими установками как развитие определенных физических качеств, подготовка к освоению определенными спортивными играми или конкретным видом спорта, овладение методикой групповых занятий. В любом случае ограниченность целевых установок приводит лишь к частичному решению самих поставленных проблем. И лишь при расширении поля деятельности возможно достаточно полная реализация более узко сформулированных (или предполагаемых в неявной форме) целевых установок.

В этой связи в лекционных и методических занятиях (для чего целесообразно увеличить в 1,5-2 раза время, отводимое для них, даже за счет занятий учебно-практических) следует раскрыть содержание и необходимость освоения особенностей игр со следующими целевыми установками: развитие конкретных физических качеств; общая физическая подготовка; психологическое восстановление; физическая реабилитация; физическая рекреация; психологическая рекреация; культмассовое мероприятие; развитие тактического мышления, в частности, за счет использования метода постановки сильнейшего (сильнейшей команды) в условия строгой регламентации при более свободных, менее регламентированных действий партнеров; развитие творческой индивидуальности; развитие культуры общения; развитие способности к взаимодействию в группе, в том числе путем постановки "индивидуалиста" в вынужденные отношения партнерства; творческое взаимодействие в условиях гандикапа; изменение регламентации игры в зависимости от индивидуальных возможностей партнеров; подготовка к конкретной профессиональной деятельности, в том числе и спортивной.

Предметом пристального рассмотрения должны стать особенности проведения игр с разными поло-возрастными и социальными группами. В этом плане важно особое внимание уделить рассмотрению некоторых проблем на основе принципа межпредметных связей в первую очередь с курсами психологии (проблемы возрастной и социальной психологии, в частности особенностям направленности личности и ценностных ориентаций спортсменов), физиологии (возрастная физиология), теории физической культуры и спорта (принимая во внимание, что некоторые группы приходят на кафедру для прохождения курса еще не пройдя указанные дисциплины).

Освоение игры, ее сюжетного содержания следует завершать преломлением такового к особенностям возможностей оснащения и целевой направленности игры (опять-таки применительно к конкретным контингентам).

Иными словами, полное освоение конкретной игры предполагает последовательность: игра с моноцелевой установкой (моноцелевой направленностью) - та же игра с иными моноцелевыми установками - та же игра с полицелевыми установками - полицелевая игра применительно к конкретному контингенту.

Особое внимание при ведении курса следует уделить проблемам дозирования нагрузки, ибо этот аспект курса практически отсутствует в учебниках и даже в диссертационных и педагогических исследованиях рассмотрен применительно только к определенным возрастным группам и применительно к подвижным играм определенной направленности. Разумеется, следует обучить осваивающих курс подвижных игр принципам и методам адаптации нагрузки не только применительно к разным поло-возрастным группам, но и применительно к направленности и целевым установкам игры.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузьмичева, Е. Организационно-методические вопросы преподавания курса "Подвижные игры" / Кузьмичева Е., Пономарчук В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 478-479.