ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Л.Куликова

Уральская государственная академия физической культуры,
Челябинск, Россия

Введение. Новая рыночная экономика, интеграция в международное образовательное пространство, демократизация и гуманизация общественной жизни определили необходимость перехода к многоуровневой структуре высшего профессионального образования, которая повышает эффективность качества подготовки будущего специалиста. Не составляет исключение и физкультурное образование, одним из важнейших разделов которого является педагогическая практика, поскольку в центр внимания поставлены личность студента и его деятельность.

Организация и методика работы. Эффективность и качество профессионального образования студентов определяется многими факторами. Но среди них есть решающие, одним из которых является профессиональная педагогическая практика (ППП) студентов - выпускников.

В соответствии с этим были поставлены и решались следующие задачи:

1. Скорректировать и разработать программы ППП студентов - выпускников;

2. Увеличить процент распределения студентов на практику по будущему месту работы;

3. Организовать защиту ППП параллельно с предварительным распределением студентов по окончании академии.

Проблема организации и проведения ППП не новая, но не нашедшая еще своего исчерпывающего решения.

Профессиональная педагогическая практика - это прежде всего трудовая деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями: большой ответственностью, добросовестным отношением к делу и т. д. В то же время, это интенсивная самообразовательная и самовоспитательная работа студента, проверка его готовности к адаптации в педагогическом, трудовом коллективе в условиях реальной деятельности. Следовательно, условия повышения эффективности профессиональной педагогической практики должны изыскиваться в арсенале средств как академии, так и базовых организаций, в которых проходит практика.

Отдел педагогической практики академии осуществляет постоянный поиск оптимальных форм организации ППП. С этой целью разработана схема непрерывной педагогической практики студентов 2 - 5 курсов, где особое место отведено профессиональной педагогической практике студентов - выпускников. Она подводит итог учебе студентов и решает вопрос: состоялся ли специалист.

С учетом создания рынка труда, введением новых специальностей и специализаций, особенностей обучения студентов на основе трехстороннего договора (предприятие - академия - студент) отдел педагогической практики скорректировал и разработал программы практики по пяти направлениям (профессиям).

Вместе с тем, мы предусматривали такие виды деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствуют оптимальной реализации назначения вида практики. Содержание деятельности студентов - выпускников характеризуется более высокой степенью самостоятельности и ответственности студентов, расширением объема и сложностью работы.

Наряду с этим, повышению качества подготовки специалиста способствует распределение студентов УралГАФК на практику по профилю будущей деятельности.

Результаты и обсуждение. Проведенная нами работа совместно с выпускающими кафедрами и отделом кадров показала, что 62% студентов - практикантов успешно проходят педагогическую практику по будущему месту работы, которая носит более активный и самостоятельный характер.

Анализ контрольных листов о ходе педагогической практики показал, что деятельность 80% студентов, проходящих практику по будущему месту работы, оценивается на "отлично".

Для повышения эффективности подведения итогов ППП отдел практики совместно с деканатом, выпускающими и профилирующими кафедрами проводит защиту практики параллельно с предварительным распределением студентов по окончании академии. Проведенная работа в этом направлении показала, что на момент защиты ППП 85% студентов имеют официальное место будущей работы.

Выводы.

1. Профессиональная педагогическая практика является важнейшим фактором учебно - воспитательного процесса в академии.

2. Необходимо постоянно совершенствовать программы педагогической практики, учебные планы.

3. Для качественного распределения выпускников необходимо скоординировать работу отдела педагогической практики, выпускающих кафедр, отдела кадров, деканатов и базовых организаций.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Куликова, Л. Особенности организации профессиональной педагогической практики в новых условиях // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 480-481.