ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В.Левицкий

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Киев, Украина

Введение. Критическое состояние здоровья населения, низкий уровень его двигательной активности требует преодоления кризисного положения в сфере оздоровительной физической культуры, которая является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики заболеваний и увеличения продолжительности жизни. В этих условиях возрастает социальный запрос на специалистов нового профиля, обладающих большим объемом знаний и умений по широкому кругу дисциплин - биологии, психологии, гигиены, теории и методики физического воспитания и др. Подготовка этих специалистов из-за недостаточного научно-методического обоснования целевой направленности, средств и методов обучения осуществляется преимущественно на базе традиционных подходов, характерных для подготовки тренеров и преподавателей физического воспитания.

В связи с этим, в исследованиях (1983-1998 гг.) преследовалась цель теоретико-методологического обоснования путей совершенствования содержания и структуры подготовки специалистов нового профиля, ориентированных на деятельность в сфере оздоровительной физической культуры.

Методы. В рамках системно-структурного подхода применялись методы теоретического анализа, социологических исследований (опрос, анкетирование, анализ нормативных документов, компьютерная диагностика ряда профессиональных качеств, педагогические наблюдения (Щедровицкий, 1995; Thomas, Nelson, 1996).

Результаты. В результате методологического анализа декомпозировано базовое понятие "здоровье", включающее биологический, социальный, психологический и "технологический" компоненты. Выявлены знания, необходимые специалистам по каждому из компонентов, и факторы, организующие целостность реализации базового понятия "здоровья". Установлено, что невозможно овладеть этими знаниями в рамках какой либо одной предметной сферы (медицины, педагогики, теории физического воспитания, психологии). Синтезирование же знаний из различных научных предметов при формировании новых метапредметов (по типу валеологии - науки о здоровье) является сложным методологическим процессом и может осуществляться путем "конфигурированя" (Щедровицкий Г.П., 1995). "Конфигурирование" представляет собой процедуру объединения и синтеза знаний, основанную на перестроении в единой плоскости имеющихся различных знаний в соответствии со структурой гипотетического изображения объекта - здоровья. Содержание подготовки специалистов различного профиля (управленческого /менеджер/, организаторского /инструктор/, педагогического /преподаватель/, методического /консультант/, исследовательского /диагностик/ и медико-биологического /реабилитолог/) должно основываться на различных изображениях здоровья.

Разработано теоретическое обоснование организационных мероприятий по определению потребностей и планированию подготовки специалистов нового типа, их профессиональной ориентации и отбору, структуры и содержания подготовки на различных квалификационных уровнях (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр).

Выводы. Результаты теоретико-методологического анализа позволили сформировать концепцию подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре, в основу которой положена ориентация на реализацию сложного конфигурирующего объекта - динамического здоровья человека.

Литература

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995.- 759 с.

2. Thomas J.R., Nelson J.K. Research Methods in Physical Activity. - Human Kinetics, 1996. - 512 pp.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Левицкий, В. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 481.