ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Н.Зволинская, В.Маслов

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Современный этап развития цивилизации характеризуется обострением целого ряда ключевых проблем - экономических, социальных, экологических, демографических и др. Все ощутимее признаки дефицита духовной культуры, рационального научного мышления. Взоры во всем мире в этой связи обращены к поиску новых систем образования, пересмотру ориентиров и приоритетов.

В качестве ведущей тенденции развития отечественного профессионального образования, должной повлиять на все составляющие содержания подготовки специалиста- на определение целей, планирования, наполнения программ, на методы и средства обучения, поведения субъектов образовательного процесса, на оценку степени готовности к трудовой деятельности и т.п. - следует выделить усиление личностной функции наряду с традиционно основной - социальной функцией содержания образования.

Методы. Информационно-вероятностный, аналитико-источниковый метод педагогической прогностики.

Результаты. Для подготовки профессионала-педагога, способного владеть и передавать ценности телесно-двигательной культуры, принципиально важной является тенденция рассматривать и понимать содержание образования как человеческую культуру, а не только как узко-профессионально детерминированную совокупность знаний, умений, способов деятельности.

Принятие такой позиции повлияет на определение состава содержания профессионального физкультурного образования. В него войдут:1) знания, идеи, концепции, прогностические теории, опора на которые позволит будущему специалисту ФКиС "прививать" ценности телесно-двигательной культуры, привлекать своих учеников к созданию новых ценностей и обогащению этой уникальной сферы человеческой жизни; 2) ценностные представления о мире, человеке, культуре, Отечестве, семье, труде, направленные на привитие обучающимся ощущения гармонии с природой, миром, в отношениях с другими людьми с самим собой; 3) универсальные способы познания, мышления, обеспечивающие развитие методологически гибкого, проектно-ориентировочного интеллекта и способностей художественно-образного(а не только узко-технологического) освоения действительности; 4) способы, приемы, методы, средства творческой практической деятельности, владение которыми позволяет физкультурно-спортивному работнику осваивать, передавать и обогащать ценности ФК, организовывать и управлять ФКиС как общественно значимой сферой жизни государства и его граждан.

Источником формирования состава содержания профессионального физкультурного образования должен стать культурно-исторический опыт и традиции отечественной системы ФКиС в единстве со всеобщей человеческой культурой и цивилизацией.

Тенденции структурирования учебных планов и программ обучения определяются, с одной стороны, введением Государственного образовательного стандарта, с другой - обретением вузами самостоятельности при разработке содержания образования.

Инвариантная часть (базовое содержание) учебного плана и программ определит минимально необходимый набор дисциплин и учебных курсов для того чтобы целостно представить в профессиональном физкультурном образовании ценность духовной и материальной культуры, основы наук, ведущих сфер искусств, экономической, экологической, политической, физической, информационной, коммуникативной, трудовой, религиозной культуры, а также культуры семейных отношений.

Вариативная специально-профессиональная часть рассчитана на индивидуальный характер подготовки и должна представлять возможность выбора содержания образования с учетом их интересов, склонностей и способностей в том или ином виде учебной, практической, научной деятельности

Дальнейшей разработки и оформления требуют дисциплины (курсы), учитывающие потребности общества в специалистах, способных участвовать в процессах, происходящих в отечественной и мировой жизни(например, "Основы менеджмента и экономика в сфере ФКиС", "Безопасность личности и предпринимательство", "Информационно-коммуникативная культура физкультурно-спортивного педагога" и т.п.). Обновление естественно-научной компоненты в содержании образования должно идти, по пути обеспечения паритета между личностной программой спортивно-педагогической деятельности специалиста ФКиС, глубоко индивидуальными духовными и телесно-двигательными качествами и спортивными достижениями каждого ученика и нормативной биомеханической моделью формирования двигательного действия, психофизиологическими закономерностями формирования телесных качеств и физкультурно-спортивного "поступка".

Дискуссия. Все более ощутимой становится целесообразность выделения в содержании профессионального физкультурного образования следующих крупных блоков дисциплин:

- общекультурного;

- общепрофессионального;

- специального;

В каждом блоке соответственно отразить во взаимосвязи следующие области культуры, науки и практической деятельности:

- естественно-научную и гуманитарно-художественную;

- физическую культуру общества и личности, психологию, педагогику и дидактику;

- предметно-практическую и методическую(технологическую) деятельность.

Интегративными дисциплинами соответственно в каждой области могут стать:

- философия и культурология;

- теория физической культуры общества и личности, спортоведение, педагогическая акмеология;

- биосоциальная и социокультурная антропология, валеология и рекреативно-реабилитационная ФК.

Литература

1. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.1983.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и приемственность. Монография, ГЦОЛИФК, М., 1993, 179 с.

3. Донской Д.Д. Мировозренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах. Ти ПФК, №12, 1997.

4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и пути его освоения обществом и личностью. ТиПФК, №6,1997.

5. Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах. Высшее образование в России. №3, 1996г. И др. Источники.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Зволинская, Н. Тенденции развития содержания профессионального физкультурного образования в социокультурном контексте / Зволинская Н., Маслов В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 482-483.