ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛЫЖНОМУ СПОРТУ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛЫЖНОМУ СПОРТУ

Т.Раменская

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Среди многочисленных нововведений в отечественной высшей школе конца 80-х - начала 90-х годов рельефно выделяются два наиболее существенных. Во-первых, осуществлен переход на многоуровневую подготовку: бакалавр-специалист-магистр. Во-вторых, в учебных планах для каждого уровня высшего профессионального образования наряду с традиционными формами занятий (лекции, семинары, методические, лабораторные, практические, учебная практика), впервые введены и узаконены две новые: самостоятельные и индивидуальные. Применительно к отечественной практике высшего физкультурного образования акцент на самостоятельную и индивидуальную формы занятий особенно актуален для дисциплин второго и третьего направлений. А для профилирующих, выпускающих кафедр они являются основополагающими. Практические кафедры - это единственное учебное подразделение, на котором студент обучается от поступления и до выпуска, последовательно осваивая весь учебный план. Ее высшее назначение состоит в том, чтобы научить студента трансформировать по мере изучения теоретический материал блоков естественно-научных, медико-биологических и специально-педагогических дисциплин в реальные практические действия. Процесс формирования специалиста на профилирующей кафедре предусматривает прежде всего овладение умением переводить глубокие теоретические знания на язык практики. В курсе специализации как важнейшем звене в системе специального профессионального образования студенты гораздо больше, чем на других дисциплинах, должны быть вовлечены именно в реальную жизнь.

Среди внедренных на кафедре лыжного спорта РГАФКа новаторских форм подготовки специалистов, пожалуй, впервые в практике отечественного физкультурного образования в курсе специализации использовали представление учебного материала в математической форме, когда теоретический раздел завершается характерными для реальной профессиональной деятельности задачами, заданиями, упражнениями, разработками. При таком подходе интегрируются межпредметные связи, наполняются востребованным практикой содержанием не только классические аудиторные, но и самостоятельные и индивидуальные занятия, в ходе которых главным образом и формируется специалист.

В задачах по изучению внешних условий и техники передвижения на лыжах, определению спортивных результатов, тестированию различных видов подготовки, построению тренировки, другим темам не допускаются отклонения от оригинала, приведены реальные данные с точностью, заданной практикой.

Эффективным тренажером в подготовке специалистов явился "лабораторный практикум" - еще одна разработанная кафедрой новинка в курсе специализации. Выполнению каждой лабораторной работы предшествуют лекционные, методические и практические занятия по овладению знаниями, методиками, способами расчетов. Для лабораторных занятий по нивелированию, измерению крутизны подъемов и спусков, тестированию лыжных мазей и парафинов, определению динамических характеристик лыж, расчету коэффициентов трения скольжения лыж и трения качения лыжероллеров с последующей коррекцией скорости, анализу длины и частоты шагов в разных условиях, оценке опорных реакций лыжника, тестированию технической и физической подготовки, контролю за тренировочной нагрузкой, включая оценку показателей внешней и внутренней нагрузки, изучению восстановительных реакций отобраны наиболее специализированные и проводимые только в естественных условиях методики.

Стержневым компонентом, фундаментом специального профессионального образования являются личная физическая подготовка и здоровье обучающихся. На протяжении всего периода специализированного обучения студентов на профилирующей кафедре теперь по учебному плану для физического самосовершенствования используют только внеаудиторные формы занятий - индивидуальные в подготовке бакалавра и самостоятельные в обучении специалиста, аннулирован официальный зачет по этому разделу. Наряду с этим в последние годы преобладать при наборе стали абитуриенты, уровень физической подготовки которых вынуждает постоянно "совершенствовать" требования вступительных экзаменов по этому разделу. И это "совершенствование" сводится к одному - сократить норматив. Еще глубже закапывают физическую некондицию поступающих кафедры, которые практический вступительный экзамен заменили на теоретический. Дальнейшее развитие этой тенденции в высших физкультурных учебных заведениях равноценно постепенному изъятию семи нот из специального музыкального образования.

Без собственного практического опыта, полученного на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, когда будущий специалист пропускает через себя последовательный ряд многообразно изменяющихся явлений, качеств, ощущений, образов, немыслима в дальнейшем квалифицированная самостоятельная деятельность. Этот недостаток неспособна восполнить ни одна наука, здесь необходима только живая физкультурно-спортивная практика. Выпускник, не владеющий двигательным компонентом физической культуры, - это дирижер, который не знает музыкальных нот.

Кафедра, постоянно совершенствуя требования по физической подготовке, ввела систему зачетных соревнований, которая позволяет держать под постоянным контролем стержневой компонент физической культуры студентов-лыжников в течение всего учебного года и периода обучения.

Многолетний практический опыт работы кафедры по этой системе доказал ее чрезвычайно высокую эффективность в обеспечении реальных условий для выполнения требований по профессиональной физической подготовке выпускников академии.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Раменская, Т. Перспективные технологии подготовки специалистов по лыжному спорту // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 488-489.