ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Федоров

Уральская государственная академия физической культуры,
Челябинск, Россия

Введение. Выраженной тенденцией развития современного общества является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий (ИТ) в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества тесно связана с информатизацией профессионального образования. По мнению Я.А.Ваграменко (1996), И.В.Роберт (1997) использование ИТ в образовании способствует: 1) совершенствованию стратегии отбора содержания образовательных программ, методов и организационных форм обучения в соответствии с задачами развития личности в условиях информационного общества; 2) расширению видов учебной деятельности при условии реализации современных технологий (компьютеризированные курсы обучения, информационно-справочные и экспертные системы, мультимедиа-технологии, "виртуальная реальность"); 3) переходу от авторитарного, иллюстративно-объяснительного обучения к проблемному, творческому, что предусматривает овладение учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания, используя технологии информационного взаимодействия с имитационными моделями объектов, процессов и явлений. Однако, несмотря на высокий потенциал современных ИТ, они не нашли еще широкого применения в системе высшего физкультурного образования.

Цель работы - совершенствование системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий.

Методика и организация работы. Нами разработана программа и учебно-методический комплекс курса "Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании", предусматривающие использование в учебном процессе компьютерных программ, автоматизированных диагностических систем, программно-аппаратных комплексов.

Теоретический раздел курса включает рассмотрение следующих вопросов: 1) понятие о современных информационных технологиях, сферы использования ИТ, способы использования ИТ в физической культуре, спорте и физкультурном образовании; 2) использование ИТ в рекламной, издательской, предпринимательской деятельности, в процессе делопроизводства, сбора и анализа данных; 3) использование ИТ для обслуживания спортивных соревнований, анализа тренировочных и соревновательных нагрузок; 4) автоматизированные методы психодиагностики; 5) автоматизированные методы спортивно-педаго-гической диагностики; 6) автоматизированные методы функциональной диагностики; 7) имитационное (компьютерное) моделирование адаптационных процессов, происходящих в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок. Лабораторный практикум курса предусматривает освоение основных приемов работы на компьютере в среде современных ИТ.

Апробация разработанной программы обучения проводилась в течение 1992-1995 гг. в учебных курсах "Информатика", "Технические средства обучения" и в спецкурсе ИВС (специализация "Легкая атлетика"). В настоящее время курс "Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании" является учебной дисциплиной по выбору для студентов 3 курса Уральской ГАФК.

Результаты работы и их обсуждение. В процессе практической реализации учебной программы установлено, что применение современных ИТ в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта способствует формированию интереса к изучаемому материалу и повышению познавательной активности учащихся. Так, по мнению 64,3% респондентов (n=42), повышение интереса к изучаемому предмету вызвано использованием автоматизированных систем; 76,2% указали на необходимость применения автоматизированных систем для повышения эффективности учебного процесса.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на положительные результаты работы по внедрению ИТ в учебный процесс, дальнейшему развитию информатизации высшего физкультурного образования препятствует: 1) отсутствие научно обоснованных концепций и программ информатизации профессионального образования применительно к отрасли "Физическая культура и спорт", в целом, и к отдельному вузу, в частности; 2) недостаточно развитая материально-техническая база, отсутствие информационной среды в большинстве вузов физической культуры; 3) отсутствие специфичного программного обеспечения, позволяющего решать прикладные задачи пользователя; 4) относительно низкий уровень "информационной культуры" педагогов и тренеров.

Следует отметить, что одни проблемы решаются достаточно успешно (например, совершенствуется материально-техническая база вузов; разрабатываются новые технологии обучения), другие - недостаточно успешно.

По нашему мнению, дальнейшее повышение эффективности учебного процесса с использованием ИТ может быть обеспечено при учете специфики будущей профессиональной деятельности и уровня подготовленности студентов при отборе содержания учебных курсов; соблюдении преемственности в обучении (основы компьютерной грамотности - общеобразовательная школа, 1-2 годы обучения в вузе; овладение умениями решать "пользовательские" задачи с применением ИТ - 2-3 годы обучения; формирование "информационной культуры" - 4-5 годы обучения в вузе); формировании междисциплинарных связей; решении организационных вопросов (планирование учебных занятий; материально-техническое, методическое и программно-аппаратное обеспечение; повышение квалификации преподавателей, их аттестация и др.).

Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Применение современных информационных технологий способствует совершенствованию процесса подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, повышению познавательной активности студентов.

2. Развитие информационной среды высших учебных заведений физической культуры может быть обеспечено на основе разработки и внедрения информационных технологий учебного назначения; создания программного, информационного и методического обеспечения по различным дисциплинам; организации систематического обмена опытом по использованию информационных технологий в учебном процессе.

Список литературы

1. Ваграменко А.Я. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики. - Вып. 8. - Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. - М.: Наука, Физматлит, 1996. - С. 27-38.

2. Роберт И.В. Направления научных исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и телекоммуникационных технологий // Информатизация непрерывного образования: Матер. VII Международной выставки-ярмарки. - М., 1997. - С. 21-27.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Федоров, А. Проблемы информатизации системы высшего физкультурного образования // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 489-490.