ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В.Чичикин

Нижегородский УКП Санкт- Петербургской академии физической культуры,
Нижний Новгород, Россия

Профессиональная готовность специалиста понимается нами как интегральное образование на основе потребностей и способностей, которое характеризуется социально нормативным уровнем преобразования общественных отношений в профессиональной сфере деятельности в систему функций субъекта этой деятельности и определяет ее результативность.

Отсюда сущность профессиональной готовности рассматривается как личностное образование, которое социально обусловлено и имеет (в соответствии с диалектикой всеобщего, особенного и единичного) три уровня проявления. Проявление готовности на уровне всеобщего отражает социальный аспект ее содержания. Это содержание относительно постоянно, так как детерминировано генетически, что находит свое отражение в инвариантности структуры профессиональной готовности в любом виде профессиональной деятельности. Проявление профессиональной готовности на уровне особенного отражает специфику видов профессиональной деятельности и обеспечивается за счет модификации инвариантного в опыте профессиональной деятельности. Эти модификации детерминированы типологически, в соответствии с особенностями объекта и средств профессиональной деятельности. Проявление готовности на уровне единичного отражает индивидуальную меру овладения и реализации социально-исторического и социально-типического в ее содержании. Субъектная мера профессиональной готовности детерминирована индивидуальным опытом профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная готовность инвариантна по структуре, типична по функциям и вариативна по мере индивидуального проявления.

Профессиональная готовность как объект исследования относится к сложным явлениям, т.к. ее структура эмпирически не наблюдается и поэтому труднодоступна для непосредственной декомпозиции. Однако такую процедуру можно осуществить посредством теоретического моделирования на основе системного подхода. Проведенное нами теоретическое исследование позволяет констатировать тот факт, что структурная организация профессиональной готовности в общих проявлениях инвариантна. Отмеченное обстоятельство подтверждается совокупностью наблюдаемых фактов. Они свидетельствуют о невозможности существования набора различных структурных организаций профессиональной готовности, обеспечивающих каждый вид профессиональной деятельности. Справедливо обратное - структурная организация профессиональной готовности инвариантна в любом виде профессиональной деятельности.

Проведенные нами теоретические исследования позволили выделить в структуре профессиональной готовности три компонента,которые являются инвариантными для любого вида профессиональной готовности - информационный, операциональный и мотивационный. Они, соответственно, характеризуют знания, способы деятельности и потребности. Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией мотивационного компонента является активизация проявления других компонентов (или их элементов). Функция информационного компонента состоит в обеспечении меры использования ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата (действие со знанием дела). Функция операционального компонента состоит в определении отношений между компонентами в процессе реализации ресурсного потенциала в пространстве и времени.

Анализ проявлений профессиональной готовности показал, что оптимальные результаты достигаются только в случае сформированности всех компонентов и особенно отношений между ними, которые могут быть взаимодействующими и противодействующими. Первые проявляются при условии соблюдения их содержательной представительности в пределах "критической массы", а вторые - при отсутствии этого обеспечения.

Измерение профессиональной готовности возможно на основе оценивания уровня составляющих ее компонентов с последующей интеграцией полученных показателей. В соответствии с предлагаемым нами подходом, каждый компонент может иметь четыре уровня проявления: нулевой, первый, второй, третий. Первый уровень (критический) характеризует социально требуемое по минимуму качества профессиональной деятельности (репродуктивный). Третий уровень характеризует эталонное качество профессиональной деятельности (продуктивной - творческой). Второй уровень харатеризуется качеством профессиональной деятельности, которое занимает промежуточное положение.

Дифференцировка компонентов профессиональной готовности по уровням позволяет смоделировать их взаимодействия при интеграции. Взаимодействие при котором два и более компонентов (из трех) имеют нулевой уровень, характеризуют неготовность. Взаимодействие с участием одного компонента имеющего нулевой уровень, характеризует состояние предготовности. Все другие взаимодействия компонентов с различными уровнями качества (1, 2, 3 уровни), характеризуют большую или меньшую меру готовности. При этом, эталонное проявление качества профессиональной готовности характеризуется взаимодействием ее компонентов, имеющих только третий (высший) уровень меры.

Предлагаемая теоретическая модель системы взаимодействия компонентов профессиональной готовности, послужила основанием в разработке технологии ее измерения. В качестве меры профессиональной готовности предложен показатель интегрального качества. Он определяется отношением найденного индивидуального показателя профессиональной готовности к эталонному. Более подробная информация по методике определения индивидуального показателя качества профессиональной готовности будет представлена в выступлении.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чичикин, В. Профессиональная готовность и ее измерение // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 491-492.