СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УКРАИНЕ

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УКРАИНЕ

Ю.Шкребтий

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Киев, Украина

Актуальность решения задач, связанных с совершенствованием системы образования в отрасли физического воспитания и спорта обусловлена рядом объективных обстоятельств.

Это, прежде всего, сложная, а во многом и критическая ситуация с состоянием здоровья населения Украины - рост заболеваемости, снижение средней продолжительности жизни, что негативно влияет на трудовой и творческий потенциал общества.

Не менее важным аспектом проблемы является провозглашение государственной независимости Украины, что предоставило ей возможность выйти самостоятельным субъектом на международную спортивную арену, создать свой Национальный олимпийский комитет. Признание НОК Украины соответствующими международными организациями, получение национальными спортивными федерациями Украины независимого статуса выдвинуло принципиально новые требования к подготовке кадров, их быстрейшей адаптации к международным требованиям.

Принципиально изменяются и требования к подготовке специалистов в отрасли физического воспитания и спорта при переходе экономики Украины от административно-командной распределительной системы к рыночным экономическим отношениям.

Наконец, еще одну новую сферу деятельности для специалистов физического воспитания открыло создание собственных Вооруженных Сил Украины.

Решать на должном уровне новые задачи в отрасли физического воспитания и спорта существующая система подготовки кадров не в состоянии, так как она ориентирована на государственную общественно-политическую и социально-экономическую систему, в которой преобладали диктат "центра" и обобщающая унификация требований к кадровому обеспечению областей народного хозяйства.

Сложность и неоднозначность проблем, возникших в последнее время в названных сферах, требует разработки новых концептуальных подходов к ориентированию системы кадрового обеспечения отрасли, которые позволили бы наиболее полно выявить новые тенденции в развитии физического воспитания и спорта, обеспечить соответствие кадровой политики требованиям сложившейся сегодня ситуации.

Приведенный перечень образовательно-квалификационных уровней учитывает накопленный в мире опыт развития высшего образования в отрасли физического воспитания и спорта, с учетом национальных интересов Украины.

Перечень направлений подготовки, специальностей и квалификационных уровней соответствуют Украинской стандартной классификации профессий, разработанной Министерством труда Украины, Международной стандартной классификации образования (International Standard Classification of Education-ISE) и Международной стандартной классификации профессий (International Standard Classification of Occupation).

Образовательно-квалификационные уровни подготовки специалистов в вузах Украины

Направление подготовки Специальность Образовательно-квалификационный уровень
Младший специалист Бакалавр Специалист Магистр

0102
Физическое воспитание и спорт

Физическое воспитание 5.010201 6.010200 7.010201 8.010201
Физическая реабилитация   6.010200 7.010202 8.010202
Олимпийский и профессио-нальный спорт   6.010200 7.010203 8.010203
Физическая подготовка в Вооруженных Силах   6.010200 7.010204 8.010204

Новая система кадрового обеспечения отрасли "Физическое воспитание и спорт", кроме решения задач подготовки квалифицированных специалистов для работы в разных ее звеньях, обязана решать и задачи подготовки научных и научно-педагогических кадров. Введение образовательных уровней "специалист" и "магистр" значительно повышает эффективность профессионального отбора среди лиц, проявляющих способности к научной и научно-педагогической деятельности в современныхусловиях, и служит подготовительным этапом на пути выпускников вузов к аспирантуре и докторантуре. Таким образом, вполне реальной должна стать подготовка научных и научно-педагогических кадров не только по традиционным для этой отрасли направлениям (теория и методика подготовки в различных видах спорта, общая теория физического воспитания и спорта), но и по таким направлениям, как физическая подготовка в Вооруженных Силах и физическое воспитание в соответствующих военных учебных заведениях, организация и управление отраслью, оздоровительная физическая культура, рекреация, физическая реабилитация, спортивная биология, олимпийский и профессиональный спорт и т. д.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шкребтий, Ю. Состояние и направления совершенствования системы подготовки кадров для отрасли физического воспитания и спорта в Украине // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 492-493.