СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ С КУРСОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ С КУРСОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

И.Ганчар

Одесская государственная морская академия,
Одесса, Украина

В учебниках для институтов физической культуры "Плавание" Н.Ж. Булгаковой и др. (1979, 1984) и "Спортивное плавание" Н.Ж. Булгаковой и др. (1996), Н.А. Бутовича и др. (1965), А.К. Дмитриева и др. (1966), а также для педагогических университетов и институтов - "Плавание" А.Д. Викулова (1996), Б.Н. Никитского (1981), В.А. Парфенова (1978) подчеркивается, что содержание обучения студентов по данному предмету должно находиться в соответствии с современной теорией плавания.

Перечень рассматриваемых в них аспектов, на наш взгляд, может и должен быть расширен и дополнен важными положениями, которые имеются в многочисленных публикациях ведущих ученых и специалистов в области плавания и тренеров-практиков. Все это привело к необходимости систематизации и обобщения значительного количества литературных источников (1244), сведения из которых существенно дополняют и обогащают более прогрессивными сведениями устоявшиеся взгляды, изложенные в типовых учебниках.

Таблица

Структура и содержание учебного предмета "Плавание: теория и методика преподавания", включая курс специализации "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование"

№ п/п

Содержание преемственности изучения учебного предмета и курса специализации

Публикации по разделам предмета и курса в %*

1.

Организация работы по плаванию (требование учебного плана, обоснование структуры и содержания изучаемого предмета и курса специализации, подготовка квалифицированных кадров, учебно-методическое обеспечение, актуальность проведения научных исследований, материально-техническая база, обучение спортивного резерва, результаты выступлений сильнейших пловцов)

9

2.

Влияние плавания на организм занимающегося (физические свойства воды, оздоровительный эффект, специфичность заболеваний, лечебное воздействие)

6

3.

Состояние важнейших вегетативных функций при плавании (дыхательная система, взаимосвязь дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистая система)

8

4.

Динамика морфо-функциональных и гидродинамических показателей в плавании (состояние морфо-функциональных показателей, подвижность в суставах и гибкость, статическое и динамическое плавание, особенности изменения гидродинамических параметров)

6

5.

Основы и особенности техники спортивных способов плавания (общие положения и особенности техники плавания кролем на груди, брассом, кролем на спине, баттерфляем, стартов и поворотов, прикладное плавание)

13

6.

Эффективность методики, обучения плаванию (предпосылки обучения плаванию детей, возможности обучения плаванию школьников, особенности обучения плаванию взрослых)

9

7.

Необходимость спортивного отбора в плавании (возможности спортивного отбора, биологические, психологические и педагогические критерии)

11

8.

Обоснование методики спортивной тренировки в плавании (направленность тренировочной работы, подбор эффективных средств, использование рациональных методов, возможности оптимального планирования)

20

9.

Специфичность работоспособности в плавании и эффективные средства ее восстановления (предстартовое состояние пловца, факторы, лимитирующие работоспособность, средства восстановления работоспособности)

9

10.

Поиск оптимального управления, эффективного контроля и объективной оценки работы по плаванию (средства управления, методы контроля, критерии оценки)

9

 

Всего

100

* на выборке литературных источников - 1244 наименования с 1940 по 1997 г.

Рассматриваемые в таблице вопросы обобщают значительный опыт теории и практики, который необходим и полезен при изучении студентами предмета "Плавание: теория и методика преподавания", включая курс специализации. Достаточно обширные курсы СПС, ПСМ, ПФСС по специализации должны существенно повысить знания, улучшить навыки, расширить умения у студентов, избравших плавание для углубленного изучения, детального освоения и постоянного совершенствования (Ю.Д. Железняк, 1996). Это важно для эффективного использования профессиональных возможностей в предстоящей деятельности: начальном обучении, поиске одаренных новичков и планомерной подготовке квалифицированных пловцов, способных к достижению высоких спортивных результатов.

Используемые средства, методы и методические приемы при начальном изучении учебного предмета, их применение и совершенствование в дальнейшем по курсу специализации - составляющие учебно-тренировочного процесса. Поэтому взаимосвязь прохождения данного учебного предмета и курса по специализации - очевидна.

Таким образом, структура учебного предмета "Плавание: теория и методика преподавания", включая курс специализации должна быть основана на изучении преемственного содержания по 10 взаимосвязанным разделам, прохождение которых обеспечивает глубину получения специальных знаний, необходимую степень формирования двигательных навыков и должный уровень приобретения профессиональных умений по следующим аспектам: 1) организация работы по плаванию; 2) влияние на организм; 3) состояние вегетативных функций; 4) динамика морфо-функциональных и гидродинамических показателей; 5) техника спортивных и прикладных способов; 6) методика обучения; 7) спортивный отбор; 8) методика спортивной тренировки; 9) работоспособность и эффективные средства ее восстановления; 10) управление, контроль и оценка работы по плаванию. Это расширяет возможности обучения и улучшает технологию преподавания учебного предмета и курса специализации в педагогических и родственных вузах.

Определен различный уровень наличия публикаций (в %) по разделам, составляющим структуру и содержание изучаемого предмета плавания и курса специализации, который может быть использован для проведения дальнейших актуальных исследований его компонентов: от методики спортивной тренировки (20 %), техники спортивных способов (13 %), спортивного отбора (11 %), а также характеризующих организацию работы, методику обучения, состояние работоспособности пловца, управления, контроля и оценки проводимой работы (по 9 %), до аспектов менее изученных, отражающих состояние вегетативных функций при плавании (8 %), морфо-функциональных и гидродинамических показателей, влияние плавания на организм занимающегося (по 6 %). Это способствует определению относительно малоизученных аспектов учебного предмета и курса специализации для оптимального планирования и проведения научно-исследовательской и учебно-методической работы на факультете физической культуры, в подготовке аспирантов и квалифицированных преподавателей, учителей, инструкторов и тренеров плавания.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ганчар, И. Структура и содержание теории и методики преподавания плавания с курсом специализации // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 493-495.