ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПОРТИВНОЙ АНАТОМИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПОРТИВНОЙ АНАТОМИИ

В.Замараев

Хабаровский государственный институт физической культуры,
Хабаровск, Россия

Совершенствование сложившейся образовательной системы выдвигает необходимость поиска и внедрения в педагогику высшей физкультурной школы неординарных организационных форм и методических приёмов. Существующий подход базируется на традиционных классических формах организации учебного процесса с использованием методических приёмов, позволяющих студенту усвоить лишь репродуктивный вид деятельности.

С целью поиска новых форм организации педагогического процесса и совершенствования учебно-методической работы по спортивной анатомии в 1987 году на базе Хабаровского государственного института физической культуры создан региональный учебно-методический центр Сибири и Дальнего Востока. Идея создания центра принадлежит профессору, доктору медицинских наук Б.А.Никитюку. Приоритетным направлением деятельности центра является разработка научно-методических основ интегрированного содержания учебного процесса по анатомии в высшей физкультурной школе. Новая форма организации учебно-методической работы позволила отойти от традиционных внутривузовских междисциплинарных связей и подняться на новый качественный уровень организации учебного процесса и его методического обеспечения. Cоздание регионального центра позволило привлечь к решению педагогических проблем высшей школы ведущих специалистов Хабаровского государственного педагогического университета, Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровской высшей школы МВД, Хабаровского государственного технического университета. Это позволило выйти за рамки традиционного представления о значении и роли дисциплины анатомии в системе подготовки физкультурных кадров, использовать творческий потенциал межвузовского сотрудничества, обогатить предмет профессиональной направленностью (сотрудничество с федерациями по видам спорта) и практической значимостью (сотрудничество с ассоциацией родителей, имеющих детей-инвалидов; практическая помощь в реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). Творческое сотрудничество, взаимный педагогический интерес позволил разработать и внедрить в учебный процесс организационные и методические основы непрерывного образования по курсу анатомии в системе подготовки физкультурных кадров (5); модульный метод обучения (1); программированное обучение с использованием вычислительной техники, метод деловых игр, как одну из форм активного обучения студентов (2); внедрить в учебный процесс оригинальные авторские разработки по внеаудиторной профессиональной подготовке студентов (4); контрольные вопросы и ситуационные задачи по спортивной анатомии (2); программированные и тестовые задания, как формы контроля знаний (3); вопросы методологии оценки знаний студентов (6). По результам научных исследований опубликованы пять учебных пособий, утвержденных Госкомспортом РФ, шесть методических рекомендаций, одно изобретение. Практическая деятельность учебного центра выявила его большой творческий потенциал.

Если на первом этапе основная работа была посвящена педагогическим проблемам преподавания спортивной анатомии, то в дальнейшем пошёл процесс взаимного обогащения полученными знаниями всех участников проекта. Актуальность и значимость деятельности центра подтверждается тем, что научные материалы нашли своё признание и востребованы учебными заведениями высшей и средней специальной школы от Сахалина до Кемерово и Перми. Инновационный поиск и результаты апробации идеи создания региональных учебно-методических центров свидетельствуют о перспективности подобных форм организации учебно-педагогического процесса, как одного из составных компонентов интегративной педагогики высшей школы.

Литература

1. Замараев В.А. и др. Активизация самостоятельной работы студентов по анатомии при модульном методе обучения: Матер.научн. и научно-метод. конференции. Хабаровск, 1990, с. 67.

2. Замараев В.А. (ред.) Развитие творческой и познавательной активности в изучении анатомии: Учебное пособие. Хабаровск, 1991, - 66 с.

3. Замараев В.А. Контроль учебно-познавательной деятельности в изучении анатомии: Учебное пособие. Хабаровск,1995,- 132 с.

4. Замараев В.А. Внеаудиторная подготовка студентов по анатомии: формы, критерии оценки. // Методическая организация самостоятельной работы студентов: Тез. докл. межвуз. учебно-метод. конф. Хабаровск, апрель, 1997 г. Хабаровск, 1997, с.129 - 132.

5. Замараев В.А., Кириллова Н.П. Методология непрерывного образования по курсу анатомии в системе подготовки физкультурных кадров. Матер. V межрегион. метод. конф. "Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока". Хабаровск, 1997, с. 19 - 21.

6. Линденбратен В.Д., Замараев В.А. Методология оценки знаний студентов.Матер. V межрегион. метод. конф. "Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока". Хабаровск, 1997, с. 47 - 48.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Замараев, В. Инновационные механизмы реализации программы совершенствования методологии преподавания спортивной анатомии // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 496-497.