ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В.Карпенко

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Совершенствование учебного процесса в вузах связано с эффективным использованием компьютерных средств [2,5], реализующих персональный компьютер (ПК) как средство организации самой учебной деятельности занимающихся, решающих проблему индивидуализации и развития личности в обучении [1,3,4].

С целью совершенствования управления теоретической подготовкой студентов на базе ПК разработана и внедрена в учебный процесс операционная система (ОС) четырехуровневого тестового опроса.

Тесты I уровня - предполагается вопрос и пять возможных ответов, из которых нужно выбрать единственный правильный ответ.

Тесты II уровня - предполагается вопрос и четыре возможных ответа, из которых нужно выбрать правильные ответы из следующих вариантов:

a). 1,2,3 b). 1,3 c). 2,4 d).4 e).все

Тесты III уровня - предлагается несколько вопросов (не более десяти) и несколько ответов (не более десяти). Нужно выбрать все соответсвующие пары (не более двенадцати). Одному вопросу могут соответсвовать несколько ответов, а также один ответ может соответсвовать нескольким вопросам. Ответ на тест считается провильным только в том случае, если будут введены все соответствующие пары и к тому же все введенные пары будут правильными.

Тесты IV уровня - каждый такой тест состоит из нескольких (количество неограничено) тестов I и II уровней. Ответ на тест IV уровня считается правильным только в том случае, если ответы на все тесты, входящие в него, будут правильными.

Система предоставляет возможность экзаменатору ввести условия экзамена, которые запоминаются до ввода новых условий. Ввод новых условий предусматривает следующее:

а). общее количество тестов по каждой тематике;

б). процент тестов каждого уровня;

в). режим времени - предусмотрены три режима:

неограниченный во времени,

ограниченное время на каждый тест (1 минута),

ограниченное время на весь опрос (20 минут);

г). наивысшую и неудовлетворительную оценки:

наивысшая - 5 баллов,

неудовлетворительная - 2 балла;

д). принцип оценки - предусмотрено два варианта:

вариант 1, когда всем четырем уровням экзаменатор присваивает определенное количество очков (вес); во время опроса при каждом правильном ответе студент получает соответствующее данному уровню количество очков;

вариант 2, когда для каждой положительной оценки экзаменатор определяет необходимый процент правильных ответов по каждому уровню.

Во время опроса выбор тестов происходит по методу случайных чисел, возможность повтора пакета исключена.

Система запоминает результаты каждого опроса и предоставляет возможность получить полную информацию о дате экзамена, условиях, оценке, всех тестах, предложенных экзаменуемому, и его ответах. Кроме экзамена система предусматривает возможность тренажа.

В педагогическом тестировании приняли участие 36 студентов ГГИФК и МОСУ. Результаты опроса на ПК показали, что средний бал оценки знаний по 4-м запрограммированным разделам в тестах I уровня выше по сравнению с тестами других уровней. Количество правильных ответов в тестах I уровня почти в 1,5 раза больше, а ошибочных - в несколько раз меньше, чем, например, в IV уровне.

В тестах I уровня в среднем на одного испытуемого приходится 1,1 ошибочных ответа при диапазоне от 0 до 40, а в IV уровне - в среднем 1,8 ошибочных ответа при диапазоне от 0 до 64.

Тесты последнего IV уровня вызывают особую трудность у студентов, так как в них сочетается материал первых двух уровней, что требует не только хорошей теоретической подготовки, но и соответствующего внимания при работе с компьютером.

Анализ результатов тестирования позволил установить, что студенты, работающие с контролируемыми программами, более правильно ориентируются в пройденном материале, лучше понимают его суть. При устно-опросной форме разница в объеме знаний студентов составляет 23%, при письменно-опросной -27,2%, а при использовании на занятиях программированных материалов - 11,6%. Педагогическое тестирование также показало, что перед экзаменом студент обязательно должен иметь возможность тренажа с внимательным просмотром информации о заданном вопросе. В период тренажа необходимо постепенно привыкать к заданному режиму времени с тем, чтобы в момент опроса временной лимит не вызывал дополнительную нервозность и рассредоточение внимания опрашиваемого.

Рассмотренная в данной работе система тестового опроса повысила интерес студентов к изучаемому материалу, дала возможность более правильно ориентироваться в нем, в значительной степени способствовала индивидуализации учебного процесса, позволила преподавателю получить полную и своевременную информацию об уровне знаний студентов.

Разработанная ОС позволяет:

- использовать ее в практической работе со студентами различных специальзации;

- найти оптимальный вариант управления теоретической подготовкой студентов;

- индивидуализировать процесс обучения;

- применять комплексы индивидуальных заданий для самостоятельной подготовки студентов;

- перевести работу преподавателя на научную базу согласно требованиям НОТ

- использовать ее как базис для создания разнообразных подсистем в единой ОС.

Литература

1. Загревский В.И., Загревский О.И. Контролирующие программы на базе микро-ЭВМ в учебном процессе// Тезисы Всесоюз. научно-практ. конф. "Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи" (Томск, 10-14 сент. 1990 г.).- М., 1990.- С. 152-153

2. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования// Информатика и образование.- 1991.- № 4.- С. 18-25

3. Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Подашевский И.Я., Тимошенкова Е.В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте// Теория и практика физ. культуры.-1993.- № 1.- С. 40-41

4. Федюшин Д. Парадигмы программирования// Информатика и образование.- 1991.- № 4.- С. 11-15

5. Яшкина Е.Н. Содержание предмета "Информатика" в институтах физической культуры и способ его освоения: Автореф. Дис.... канд. пед. наук.- М., РГАФК, 1995.- 22с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Карпенко, В. Использование компьютерных технологий в управлении подготовкой специалистов по физической культуре и спорту // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 498-499.