СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"

Е.Кузьмичева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Решение проблемы совершенствования подготовки студентов в вузах физкультурного профиля по подвижные играм, принимая во внимание материалы научно-методической литературы и данные анализа и обобщения практического опыта, требует, прежде всего специального рассмотрения некоторых общепедагогических аспектов преподавания данной дисциплины, особенностей ее программно-методического обеспечения, анализа отношения студентов к ней, оценок ими ее педагогической ценности и их пожеланий по совершенствованию содержательного и методического аспектов ее программного обеспечения, а также оценки уровня сформированности педагогического мастерства студентов в этой сфере по итогам прохождения указанного курса.

Следует сразу отметить, что сам педагогический процесс при преподавании подвижных игр издавна строился с ориентацией на использование метода деловых игр в форме игр учебных. Это давало, с одной стороны, позитивный эффект за счет использования сильных сторон проблемного метода обучения, но, с другой стороны, вследствие сложившихся традиций работы по освоению курса преимущественно или исключительно непосредственно в стенах высшего учебного заведения лишь с последующим выходом на соответствующие контингенты и педагогические площадки, снижала его эффективность из-за вынужденной "подмены" контингента (вместо дошкольников или младших школьников в качестве играющих выступают студенты).

В таких условиях, понятно, возникают трудности психологического плана: осваивающие курс студенты должны постоянно мысленно осуществлять подмену, видя перед собой взрослых молодых людей, но обращаясь к ним то как к подросткам или дошколятам, то как к более старшему,чем они контингенту, с соответствующими манерой и языком общения в тех случаях, когда выступают в роли организаторов игры, или стремиться передать особенности поведения соответствующего контингента в ходе игровой деятельности, когда они выступают в роли играющих. Подобные перевоплощения весьма трудны и для опытных педагогов, тем более - для еще не освоивших в достаточной степени особенности педагогической деятельности студентам. Положение усугубляется недостаточным вниманием в программах институтов физической культуры проблемам возрастной психологии.

И все же сам используемой с давних пор метод учебных игр создал даже в таких недостаточно полноценных условиях его применения - позитивные моменты для продуктивного освоения предлагаемого курса. Во много этому способствовал и достаточно высокий эмоциональный фон занятий по данной дисциплине.

В целом к недостаткам традиционного подхода организационно-методического и содержательного аспектов преподавания курса подвижных игр следует отнести:

- ограничение внимания при преподавании курса достаточно узким по возрастному критерию контингентам;

- изложение материала без специального внимания к особенностям проведения подвижных игр с разной направленностью игры и разным ее обеспечением;

- недостаточное внимание проблеме наглядности, в частности, нацеленность преимущественно на словесные формы, без должного графического сопровождения при составлении планов-конспектов;

- недостаточное внимание проблемам адекватности и дозирования нагрузки при проведении игр с разной направленностью.

Рассмотрение традиционных форм ведения педагогического процесса по подвижным играм позволяет выявить наиболее слабые места, зависящие от содержательных и методических моментов программного обеспечения курса, что в свою очередь определяет основные принципы разработки практических рекомендаций для совершенствования педагогического процесса в целях повышения эффективности подготовки кадров, способных использовать подвижные игры и игровой метод в целом в качестве важного и необходимого средства физического совершенствования и рекреации разных половозрастных групп, а также в системе совершенствования подростков и молодежи в избранных видах спорта.

Прежде всего отметим, что выявившиеся при анализе недостатки в подготовке кадров достаточно четко связаны с тремя моментами:

- зависящие от общепедагогических аспектов организационно-методического обеспечения дисциплины;

- зависящие от особенностей содержательного и методического программного обеспечения курса и деятельности преподавателей;

- зависящие от установок студентов при изучении предмета и их отношения к учебному процессу.

Опыт показывает, что целесообразно пересмотреть используемые ныне установки и расширить временные рамки и содержательное наполнение методических занятий за счет включения в программное обеспечение курса не только методики и особенностей проведения игр с разными возрастными группами школьников, но и особенностей проведения игр с дошкольниками, подростками и взрослым контингентом; особенностей проведения игр с целевой установкой на подготовку к определенным видам спорта и рекреацию. В свою очередь это требует обогащения знаний студентов в сфере возрастной физиологии и возрастной психологии на базе использования методики межпредметных связей.

Отказ от исключительного или почти исключительного внимания к использованию подвижных игр в работе с контингентами дошкольного и школьного возраста, как показывает наш опыт, способствует выработке более позитивной установки у студентов на изучение курса подвижных игр в целом, а это сказывается самым непосредственным образом на качестве самоподготовки и играет не последнюю роль в освоении предлагаемого программой курса учебного материала. К тому же уровень самоподготовки является залогом более успешной работы непосредственно на занятиях.

Особого внимания требует обучение студентов методике определения адекватности нагрузки во время проведения подвижных игр, ибо, как показал анализ, этот компонент - одно из наиболее слабых мест в подготовке студентов к будущей педагогической деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузьмичева, Е. Современные проблемы программно-методического обеспечения курса "Подвижные игры" // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 499-500.