СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БОРЬБЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БОРЬБЕ

А.Левицкий

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Введение. В подготовке тренера-преподавателя по борьбе спортивная специализация является профилирующей учебной дисциплиной и имеет целью - формирование высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов, владеющих глубокими и прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, способных эффективно вести тренерскую, преподавательскую, научную и организационную работу.

Система высшего образования, как и все другие области человеческой деятельности, подвержена влиянию перемен, происходящих в социальной сфере. В связи с этим, требования к профессиональным знаниям и умениям выпускников высших учебных заведений физической культуры должны пересматриваться с учетом изменений потребностей общества. Наиболее тесно эта проблема связана с прикладными видами спорта - единоборствами и вплотную затрагивает процесс подготовки специалистов в области спортивной борьбы.

Прогностическая оценка развития преступности на период до 2000 года свидетельствует о том, что в ближайшие годы в динамике и структуре преступных посягательств будут доминировать негативные тенденции.

В настоящее время в обществе сформировался специфический социальный заказ, связанный с желанием людей владеть приемами самозащиты. Речь идет о стремлении граждан ликвидировать свою неграмотность в области разрешения конфликтов, сопряженных с угрозой криминального характера.

Потребность в специалистах, способных проводить занятия по самозащите, предлагая доступную для большинства технику и формируя необходимые умения в кратчайшие сроки, является сегодня не только социальным запросом, но и государственным заказом.

Методы. Углубленное изучение студентами специализации "Борьба" прикладного раздела по самообороне сможет обеспечить выпуск специалистов, владеющих необходимым объемом прочных теоретических знаний и практических умений, способных методически грамотно организовать и проводить занятия по самозащите в группах начальной подготовки.

Особенности методики обучения приемам самозащиты обусловлены многообразием возможных экстремальных ситуаций криминального характера, возникающих, как правило, неожиданно и связанных с угрозой жизни, здоровью и достоинству человека. Непредсказуемость поведения противника, нерегламентированность его действий, различия в окружающей обстановке, климатических и погодных условиях, времени суток требуют формирования пластичного двигательного навыка, позволяющего воспроизводить в каждой конкретной ситуации необходимые действия с максимальной эффективностью.

Эти обстоятельства вынуждают уже, начиная с начального этапа обучения, постепенно отказываться от применения мягких покрытий в зале и защитного снаряжения, максимально воссоздавая реальные условия криминальных столкновений.

По этим же причинам целесообразно проблемное изложение учебного материала, частично-поисковый (эвристический) подход, исследовательский подход к обучению, что позволяет обеспечить усвоение опыта творческой работы занимающимися и, одновременно, формирует у них способность самостоятельно находить целесообразные способы решения задач двигательной деятельности специфического характера

Результаты. В процессе обучения решаются следующие задачи:

- формировать устойчивый интерес у студентов к изучению приемов самозащиты;

- вооружить студентов теоретическими, в том числе и правовыми знаниями в области самозащиты;

- добиться владения студентами техникой самозащиты на уровне умения;

- привить студентам педагогические умения по обучению самозащите, организации и планированию учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки.

Требования к теоретическим знаниям и практическим умениям студентов являются ориентирами, прогнозирующими конечные результаты обучения.

В соответствии с учебным материалом студенты получают правильное представление о технике выполнения отдельных приемов и действий самозащиты и осознают их тактическое назначение; овладевают основной структурой движений и их элементов; умеют выделять главные компоненты в мышечно-двигательном восприятии - направление, амплитуда, дистанция, темп, ритм, интенсивность; владеть техникой приемов в целом и проводить их в боевом темпе.

Обязательным является знание симптомов, наиболее часто встречающихся повреждений, и умение оказывать первую помощь как самим себе, так и окружающим.

Процесс тактической подготовки ориентирован на формирование тактических умений преднамеренно действовать в стандартных ситуациях, наиболее часто встречающихся в криминальной практике. Студенты осваивают действия самозащиты в различной обстановке - помещении, на улице, в лесу, и способы использования в целях самообороны подручных средств.

Обсуждение результатов. Коррекция содержания учебного материала дисциплины "Спортивная борьба", касающаяся включения практических и теоретических занятий по изучению приемов самозащиты, позволяет подготовить специалистов, способных проводить занятия специальной направленности везде, где возникнет потребность граждан в изучении способов самообороны.

Подготовка специалиста, способного методически грамотно организовать процесс обучения, раскрыть прикладное значение различных видов единоборств юным спортсменам и сформировать необходимые двигательные навыки у взрослых, упрощается вследствие изучения студентами общетеоретических и специальных учебных дисциплин, что принципиально отличает их от большинства инструкторов, владеющих только техникой преподаваемых видов единоборств, при отсутствии фундаментальной педагогической подготовки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Левицкий, А. Современные задачи подготовки специалистов по борьбе // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 501-502.