СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

А.Мамытов

Кыргызский государственный институт физической культуры,
Кыргызстан

Новая геополитическая ситуация, в которой оказались все постсоветские республики, в том числе и Кыргызстан, в контексте функционирования в этих странах системы образования, характеризуется интенсивным поиском путей реформирования, вызванных коренным изменением структуры общественных отношений. К реформированию системы образования подтолкнуло и то, что дипломы о высшем образовании советского образца не всегда признавались в странах запада. Существенную роль в этом играли отличия в системе образования структурного характера, разница в продолжительности среднего образования, позволяющая поступать в высшие учебные заведения, и значительные расхождения в содержании и методах образования, вызванные не только политической системой страны, но и оснащенностью учебных заведений современными техническими средствами обучения. Последнее для Кыргызстана, подверженного еще и дополнительному региональному фактору, было не менее важным, чем все другие обстоятельства.

Реформируя систему высшего физкультурного образования в республике, мы исходили из следующих принципиальных позиций:

- во-первых, в мире не существует идеальной системы образования и каждая функционирующая система образования в конкретной стране является частью культуры его народов, опирается на свои исторические и культурные традиции. В этом плане нами проанализированы системы образования наиболее развитых стран мира с рыночными отношениями, на его основе в республике обеспечен переход на многоуровневую систему высшего образования. Она, наряду с традиционными и классическими признаками содержания высшего образования, предусматривала также серьезного изучения истории, культуры, литературы, народной педагогики и государственного языка кыргызов, которые в рамках бывшей системы образования по известным причинам не получали должного внимания;

- во-вторых, советская система высшего физкультурного образования, в том числе и республиканская, по существу являлась одной из передовых в мире по части профессиональной подготовки специалистов. В этой связи нами проанализированы учебные планы, по которым велась подготовка кадров в институтах физической культуры, начиная с 1972 года, со времени когда стала значительней специализация студентов, связанная с присвоением квалификации преподавателя физической культуры или тренера по избранному виду спорта. В новые учебные планы и программы дисциплин были трансформированы наиболее значимые их положительные черты и идеи;

- в-третьих, переход к рыночным отношениям привел к тому, что вопрос использования специалистов с высшим образованием стал совершенно иным. Отсутствие государственного заказа нашу практику распределения молодых специалистов но заявкам конкретных отраслей сделала малоперспективной. В этой связи, на первый план вышла подготовка такого выпускника, который имеет широкий уровень и профиль подготовленности с одной стороны, и изучение спроса и решения вопросов предложения образовательных услуг по новой палитре специализаций, с другой стороны. Эти обстоятельства привели к разработке соответствующих государственных стандартов на профессиональную подготовку и открытию новых специализаций, связанных с наиболее популярными видами спорта, в противовес тому, что определялось централизированно органом государственного управления спортом;

- в-четвертых, были приняты меры, направленные на реализацию Национальной программы "Билим" и Президентской программы "Кадры XXI века", предусматривающие интеграцию нашей системы образования в мировую систему образования.

Эти и другие обстоятельства, в целом, характеризуют современное состояние высшего физкультурного образования в Кыргызстане, о котором более подробно будет изложено в докладе.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мамытов, А. Современное состояние высшего физкультурного образования в Кыргызстане // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 502-503.