РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Е.Медведева

Великолукский государственный институт физической культуры,
Великие Луки, Россия

Сегодня все более осознается и доказывается необходимость целостности деятельности специалиста по физической культуре, а это в свою очередь, требует переосмысления традиционных подходов к обучению, интенсификации различных форм и видов учебной деятельности студентов ИФК (1,4), в том числе курса "Спортивно-педагогическое совершенствование"

Анализ часов, отводимых планом на обучение по различным дисциплинам показывает, что ни одна из них не располагает столь большим объемом часов, как "СПС". Однако, необходимо научное обоснование содержания и организации занятий данным видом учебной деятельности.

В связи с этим целью нашего исследования являлась теоретическая разработка и экспериментальное обоснование технологии формирования профессионально-педагогических умений на занятиях по спортивно-педагогическому совершенствованию специализации "Художественная гимнастика".

Предполагалось, что изучение трудностей, возникающих в процессе решения учебно-воспитательных задач спортивным педагогом, а также анализ сложившейся системы подготовки физкультурных кадров и уровня профессионализма студентов - старшекурсников позволит разработать технологию курса "Спортивно-педагогическое совершенствование" и существенно повысить уровень профессионально-педагогической подготовленности выпускаемых специалистов.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, программных документов; опрос, контент-анализ документов по педагогической практике; метод экспертных оценок и самооценки; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики, включая корреляционный анализ.

В результате пилотажных исследований выяснилось, что наибольшие трудности спортивные педагоги независимо от специфики их деятельности, испытывают при проведении учебно-тренировочных занятий. Больше всего затруднения возникают при организации деятельности занимающихся, а именно: в индивидуализации учебного процесса и в подборе приемов, позволяющих активизировать творческое мышление занимающихся. На втором месте трудности, связанные с организацией собственной деятельности. Причем, действия, требующие преимущественного проявления продуктивных способностей специалиста,вызывают большие затруднения. Кроме того выявлено, что студенты-практиканты склонны завышать оценку своих знаний и умений по сравнению с опытными педагогами. Математический анализ позволил выявить тесную корреляционную взаимосвязь осознания трудностей с экспертной оценкой дидактической подготовленности студентов.

Проведенные исследования позволили определить объем профессионально-значимых знаний и умений, формируемых на занятиях по СПС. На основе анализа и учета, недостатков в подготовке специалистов по физической культуре обозначены пути совершенствования профессиональной подготовки. Разработана структура педагогических заданий для курса "Спортивно-педагогическое совершенствование" в основу которой легла многоуровневая классификация творческой деятельности тренера-преподавателя (2) и структура управленческой компетентности специалиста по физической культуре(3).

Эффективность разработанной технологии формирования профессионально-педагогических умений на занятиях по спортивно-педагогическому совершенствованию, основанной на использовании активных методов обучения,была подтверждена экспериментально.

Литература

1. Гамман Е.Ф. Методическая подготовка студентов ИФК в курсе "Гимнастика и методика преподавания":Автореф. дис... канд.пед.наук - Малаховка,1988.- 24 с.

2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера.- М.: Физкультура и спорт,1981.-с.375-390.

3. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Дис...... д-ра пед.наук.- СПб, 1993.-98-114.

4. Степанова И.А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Дис.... канд.пед.наук.- Л., 1990.-с. 50-64


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Медведева, Е. Разработка и обоснование технологии формирования дидактических умений на занятих по спортивно-педагогическому совершенствованию // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 503-504.