ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В.Михалев

Сибирская государственная академия физической культуры,
Омск, Россия

Введение. Одним из важнейших разделов управления сферой спорта на межрегиональном уровне является формирование кадровой инфраструктуры, т.е. системы подготовки специалистов различного уровня для данной сферы. Система подготовки специалистов "привязанная" к определенной территории, например Сибири, может быть определена как профессиональное образовательное пространство Сибири.

Кадры решают все. Именно по этому целью нашей работы являлось изучение особенностей подготовки специалистов на территории Сибири и разработка единой системы физкультурного профессионально-образовательного пространства Сибири.

Методика. Сложившаяся ранее в большей мере государственная и, в меньшей, - общественная система управления физической культурой и спортом была достаточно эффективной, поскольку соответствовала в целом авторитарному, жестко централизованному типу социального управления. С момента распада Советского Союза началась буквально координальная перестройка всех устоев общества в том числе и образования.

Специалистов по физической культуре и спорту готовят педагогические училища, техникумы, колледжи, училища олимпийского резерва, факультеты педагогических институтов, физкультурные вузы.

Подчиненность разным министерствам и ведомствам привели к целому ряду проблем. Так выпускники средних специальных учебных заведений вынуждены поступать в высшие учебные заведения на первый курс и изучать все дисциплины с начала, при этом расходуются государственные средства, время и личные средства студентов.

Во многих регионах, где отсутствуют физкультурные учебные заведения, значительная часть работников сферы спорта не имеют физкультурного образования.

Для решения поставленной цели требовалось решение следующих основных задач:

- предпрофессиональная подготовка по специальности "Физическая культура и спорт" и смежных с нею специальностям;

- интеграция подготовки специалистов на уровне среднего и неполного высшего профессионального образования;

- подготовка специалистов на уровне полного высшего профессионального образования;

- послевузовская подготовка специалистов (аспирантура и докторантура);

- переподготовка и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту и смежных с ними областях.

Результаты. Основное направление предпрофессиональной подготовки - это выявление профессиональной ориентации учащихся школьного возраста на специальность "Физическая культура и спорт", а также их начальная профессиональная подготовка. Вариантов предпрофессиональной подготовки может быть несколько: спортивные классы по определенному виду спорта в общеобразовательных школах; первая ступень обучения в училищах олимпийского резерва при получении общего среднего образования; в классах предпрофессиональной подготовки (лицейских классах) общеобразовательных школ.

Содержание предпрофессиональной подготовки должно быть направлено на усвоение школьниками основ знаний по следующим блокам дисциплин: гуманитарному, социально-экономическому, естественно-научному, медико-биологическому, психолого-педагогическому и общепрофессиональному.

Подготовка специалистов среднего звена в системе физкультурного профессионального образования при согласовании учебных планов и программ позволяет обеспечить прием выпускников Сузов на 2 или 3 курсы высших учебных заведений.

Создание профессионального образовательного пространства требует расширения круга специальностей и специализаций, так и введение таких как: "Безопасность жизнедеятельности", "Педагогика и методика начального образования", "Педагогика и методика дошкольного образования", "Валеология", "Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями" и др.

Полное высшее физкультурное образование наиболее сформировано в СибГАФК и завершает его магистратура. Послевузовское физкультурно-профессиональное образование имеет следующие формы: аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации.

Дискуссия. В результате исследований и экспериментов удалось создать общественно-государственную систему управления физкультурно-образовательным пространством Сибири. Основными звеньями этой системы можно считать СибГАФК, СОА, САФКО, спорткомитеты субъектов.

 

THE PECULIARITIES OF PHYSICAL EDUCATION ON THE INTERREGIONAL LEVEL

V.Mykhalyov

Siberian State Academy of Physical Culture,
Omsk, Russia

INTRODUCTION. Forming of a staff infrastructure, i.e. system of different level specialists training in the sphere of physical culture and sports is one of the most important aspect in sport managing on interregional level. The system of specialists training "tied" to definite territory, e.g. Siberia, can be determined as a professional space of Siberia.

It is a specialist who is the main figure in education process. That is why the purpose of our work is to study the peculiarities of specialists training on the territory of Siberia and to work out the unified system of physical professional education space in Siberia.

METHODS. The former state system of physical culture and sports managing to a considerable extent and social system of managing to a lesser extent was effective enough for it corresponded with authoritarian, strictly centralized type of social management. Beginning with the moment of the USSR disintegration there began a cardinal transformation of all the foundations of the society including that of education.

Specialists in physical culture and sports are being trained in teachers training schools, colleges, schools of Olympic Hopefuls, faculties of teachers training institutes, higher educational institutions of physical culture.

The subordination to different ministries and departments resulted in a lot of problems. Thus, secondary special education institutions graduates have to enter the 1st course of higher educational institutions and study all the disciplines from the very beginning. All this leads to state means, time and personal students means expenses.

In many regions where there is no physical educational institutions the great number of those indulged onto sport sphere have no special physical culture education.

In order to solve this problem the following measures should be undertaken:

- pre-professional training in specialty "Physical Culture and Sports" and specialties adjacent;

- integration of specialists training on the level of the secondary and incomplete higher professional education;

- specialists training on the basis of complete higher professional education;

- post-graduate training (post-graduate courses and doctorate);

- improvement of professional skills of specialists in physical culture and sports in spheres adjacent.

RESULTS. The main direction of pre-professional training is in professional orientation of schoolchildren on the specialty "Physical Culture and Sports" and their elementary professional training. The variants of pre-professional training are sport classes in a definite kind of sports in secondary schools, the 1st stage of preparation in schools of Olympic Hopefuls, parallel with general secondary education, classes of pre-professional training (Lyceum classes) in secondary schools.

The content of pre-professional training should be directed on the learning the foundations of knowledge in humanitarian, social-economical, natural-scientific, medical-biological, psychological-pedagogical and professional disciplines.

The training of a medium level specialists in a system of physical culture professional education with curricula and syllabi coordinated allows secondary special schools graduates to enter 2nd and 3rd courses of higher educational establishments.

The creation of professional education space requires the increasing of specialties and specializations and introducing of necessary ones as "Providing of Life Security", "Pedagogics and Methods of Elementary Education", "Pedagogics and Methods of Pre-school Education", "Valeology", "Adaptive Physical Culture".

Complete higher Physical culture education has been formed in Siberian State Academy Of Physical Culture and it has been completed with Magistrate. Post-graduate physical professional education has the following forms: Post-graduate courses, Doctorate, Institute of Professional Skills Improving.

DISCUSSION. We succeeded in creating of a social-state system of managing of physical education space in Siberia as a result of research and experimental work. The main links of this system are Siberian State Academy of Physical Culture, Siberian Olympic Academy, Siberian Association of Physical Culture Education and Sport Committees of Federation subjects.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михалев, В. Особенности управления физкультурным образованием по физической культуре на межрегиональном уровне // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 504-505.