АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ф.Собянин

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Знание акмеологии - науки, изучающей достижение вершин в человеческой деятельности, необходимо в любой профессии. Особенно важно знать акмеологию будущим педагогам. Однако, в качестве учебной дисциплины на факультетах физической культуры, акмеология не получила пока широкого распространения. В настоящее время имеется потребность введения новой дисциплины в процесс подготовки специалистов, но ее реализация затрудняется из-за отсутствия необходимого учебно-методического материала. Для разрешения данного противоречия на факультете физической культуры Шуйского педагогического университета был разработан и испытан спецкурс "Введение в акмеологию учителя физической культуры".

Целью педагогического эксперимента было развитие профессионального самосознания студентов. Помимо эксперимента в исследовании применялся опрос, социометрия, педагогическое наблюдение, тестирование и методы математической статистики. Исследование проводилось в 1995 году со студентами 3-го курса факультета физической культуры ШГПУ в течение двух месяцев.

По окончании эксперимента 65 % испытуемых указали на необходимость преподавания акмеологии на факультете, 80 % обследованных подчеркнули, что получили новые и полезные для себя знания, 55 % утверждают, что занятия положительно повлияли на интерес к избранной специальности, а 52 % студентов решили, что спецкурс реально способствовал развитию некоторых способностей.

Из числа испытуемых 84,4 % студентов дали положительную оценку содержанию и форме проведения занятий по спецкурсу. По данным педагогического наблюдения выяснилось, что интерес к занятиям у студентов первоначально возрастал, затем стабилизировался, а при переходе от теоретических занятий к практическим вновь стал постелен но увеличиваться вплоть до завершения занятий.

В ходе спецкурса студенты лучше узнали друг друга, получили важную информацию о собственной личности, индивидуальности. Свыше 30 % испытуемых стали более уверены в правильности профессионального выбора.

Эти и другие полученные данные доказывают, что существует настоятельная потребность внедрения акмеологии на факультетах физической культуры, постольку ни одна из учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, не ставит своей задачей целенаправленное развитие профессионального самосознания личности будущего специалиста. Формой такого внедрения может быть спецкурс, состоящий из теоретического и практического разделов, в процессе которых студенты знакомятся с основами акмеологии, современным состоянием избранной профессиональной сферы, тенденциями в ее развитии, изучают особенности деятельности, личности учителя физической культуры, содержание его профессиональной пригодности, а также познают собственную индивидуальность и пути достижения вершин в избранном профессиональном поприще. Главным результатом подобных дидактических циклов является формирование собственной позиции и основ для дальнейшего развития профессионального самосознания будущих специалистов в области физической культуры.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 232 с.

2. Выдрин В.М. Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие для физкульт. вузов / ВИФК.- СПб., 1995. - 137 с.

3. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.,1974. - 328с.

4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии / ШГПИ. - Шуя: 1995. - 23 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

7. Ситников А.П. Амеологический, тренинг: Теория. Методика психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.

8. Собянин Ф.И. Профессионаяно-педагогическая пригодность студентов к деятельности учителя физической культуры: Дис.... к. п. н. - Л., 1991. - 222 с.

 

AKMEOLOGOS PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

F.Sobynin

GAFC by him. P. F. Lesgaft,
St.-Petersburg, Russia

Knowledge akmeologos - science studying achievement of tops in human activity. It is necessary in any trade. Especially it is important to know akmeologos to the future teachers. However, as educational discipline at faculties of physical culture, akmeologos has not received while a wide circulation. Now there is a need of introduction of new discipline in process of preparation of the experts, but its realization is at a loss because of absence of a necessary educftional-methodical material. For the sanction of the given contradiction at faculty of physical culture Shuiy of pedagogical university was developed and is tested course "Introduction in akmeologos of the teacher of physical culture".

The purpose of pedagogical experiment was development of professional self-consciousness of the students. Besides experiment in research the interrogation, sociometric, pedagogical supervision, testing and methods of mathematical statistics was applied. The research was carried out in 1995 with the students of the 3-rd rate of faculty of physical culture ShGPU within two months.

Upon termination of experiment 65 % of the examinees have specified necessity of teaching akmeologos on faculty, 80 % surveyed have emphasized, that have received knowledge, new and useful to, 55 % assert, that the employment positively have affected interest to the elected speciality, and 52 % of the students have decided, that course really promoted development of some abilities.

From among the examinees 84,4 % of the students have given a positive estimation to the contents and form of realization of employment on course. On the data of pedagogical supervision was found out, that the interest to employment at the students originally grew, then was stabilized, and at transition from theoretical employment to practical again has become laid but to be increased down to end of employment.

In a course the students have learned better each other, have received the important information on the own person, individualities. More than 30 % of the examinees of steel are more sure in correctness of a professional choice.

These and other received data prove, that there is a urgent need of introduction akmeologos at faculties of physical culture, so far as any of educational disciplines taught in high school, does not put by the task purposeful development of professional self-consciousness of the person of the future expert by the Form of such introduction can be course, consisting from theoretical and practical sections, during which the students get acquainted with bases akmeologos, modern condition of the elected professional sphere, tendencies in its development, study features of activity, person of the teacher of physical culture, contents of his professional suitability, and also learn own individuality and ways of achievement of tops in the elected professional field. The main result similar didactics of cycles is the formation of an own position and bases for the further development of professional self-consciousness of the future experts in the field of physical culture.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Собянин, Ф. Акмеологическая подготовка будущих учителей физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 507.