НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИМНАСТИКЕ В ИФК

НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИМНАСТИКЕ В ИФК

В.Солодянников

Великолукский государственный институт физической культуры,
Великие Луки, Россия

Специалист должен обладать не только набором разнообразных знаний, даже сверхсовременных, а реализовывать их в практическую деятельность. Существующее сегодня традиционное обучение сводится к тому, что преподаватель излагает определенную порцию информации, которую ученик должен усвоить и репродуцировать е. (воспроизвести). Традиционное образование - массовое образование. На преподавателя приходится довольно большое количество учеников. Массовое обучение и высокое качество противоположные понятия (4).

Основной целью настоящего исследования явилась попытка разрешения противоречия между массовым обучением и повышением качества профессиональной подготовленности студентов за счет разработки более эффективных технологий учебного процесса.

Методы исследования: монографический метод, педагогическое наблюдение, анкетирование ведущих специалистов ИФК, хронометрирование, экспертная оценка, теоретическое моделирование, педагогические эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение состояния проблемы (1, 2, 3 и др.) показало, что моделирование различных сторон деятельности специалиста позволяет более целенаправленно строить учебный процесс, сопоставляя образ "потребного будущего" с реальностью. В результате настоящего исследования была построена комплексная модель процесса подготовки специалиста по гимнастике в ИФК, включающая: а) модель деятельности; б) модель профессиональной подготовленности специалиста; в) модель организации профессионально-педагогической подготовки (технологии подготовки). Показано, что только взаимодействие всех трех аспектов позволяет более эффективно приблизиться к желаемому конечному результату.

Учитывая содержание моделей "а" и "б", центр тяжести ложится на организацию и технологии профессионально-педагогической подготовки студентов. Основой таких технологий является деятельностный подход. Построение учебного процесса с позиций "технологий" позволяет в большей степени индивидуализировать его и тем самым существенно повысить его качество (4).

В течение более 10 лет учебный материал по дисциплинам специализации гимнастика в ВЛГИФК организован (спланирован) по принципам блочно-тематической (модульной) системы. Весь программный материал сгруппирован в блоки (модули), по 6-8 на курс. Каждый блок имеет относительную целевую (смысловую) тематическую (проблемную) самостоятельность. Один целевой блок может проходить через все 5 (4 для бакалавров) лет обучения, имея на каждом курсе свой содержательный и результативный уровень. (Например: блок "Техника, методика и технологии обучения гимнастическим упражнениям " с переходом его в структуру учебно-тренировочного урока). "Модуль" включает в себя три подблока (информационный, методико-практический и самостоятельный работы) и конкретный конечный результат в виде какого-либо профессионально-педагогического умения или комплекса их. Главная цель каждого блока реализация знаний через профессионально-педагогические умения в соответствии с критериями качества конечного результат. Путь достижения конечного результата либерализован.

Конечный результат должен интегрировать знания различных дисциплин и обосновываться с позиций этих дисциплин. Эта обоснованность учитывается при оценивании профессиональной подготовленности студентов специальными экспертами.

Внутри каждого блока технологии формирования конкретных практических умений осуществляются по схеме: профессиональная проблема (задача) - умения (действия), адекватные ситуации, позволяющие эффективно решать данную проблему - востребование знаний, необходимых для формирования, обоснования применяемых действий ("эксплуатируемые" знания). Вместо традиционных отношений: программа (учебный материал) ---- педагог ---- обучаемый ---- результат; имеем: программа (проблема) ---- (обучаемый-педагог) ---- результат.

Многолетний педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенной модели (концепции процесса подготовки специалиста по гимнастике в ИФК, выраженную в значительном повышении качества решения профессиональных задач студентами и широкими интеграционными возможностями.

Литература

1. Холодов Ж.К. Технологии теоретической профессиональной подготовки в системе спец. Физк. Образования. Автореф. Докт. Диссерт. - М., 1997.

2. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализация". Автореф., докторск. Диссерт. - М., 1989.

3. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях. Автореф. Докторс. Диссертац. - Л., 1997.

4. Курбаков К.И. Целевая индивидуальная подготовка специалистов в вузе. - М., 1992.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Солодянников, В. Новая форма организации и технологии профессионально-педагогической подготовки специалистов по гимнастике в ИФК // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 508-509.