ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЭВМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЭВМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

В.Тимошенков, Е.Подашевская

Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта,
Минск, Беларусь

В настоящее время в сфере физической культуры и спорта недостаточная ориентация на применение компьютерной техники. Специалисты в области физического воспитания мало знакомы с ее возможностями, поэтому и не ощущается потребность в ее использовании. В свою очередь, это требует от разрабатываемых прикладных компьютерных программ максимальной эффективности и простоты в эксплуатации. [1]

Одним из возможных направлений компьютеризации в области физической культуры и спорта является теоретическая подготовка учащихся. Поэтому при организации систематического контроля знаний целесообразно применять компьютерные программы, позволяющие преподавателям, не имеющим специальной подготовки в области вычислительной техники, создавать электронные курсы (ЭК), используя ПЭВМ. [2]

Нами разработаны программы для создания и функционирования ЭК, а также компьютерные программы для предмета "Физическое воспитание" в вузах и для ряда видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, лыжный, конькобежный, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и др.).

Программа для создания ЭК предлагает пользователю в диалоговом режиме вводить материал по темам или разделам предмета, необходимый для изучения, и контрольные вопросы для оценки получаемых обучаемым знаний. К контрольным вопросам предлагается указать один или несколько эталонов верных ответов и назначить оценку сложности предъявленного вопроса. Контрольные вопросы могут дополняться текстом разъяснений. Преподаватель может редактировать курс, вставлять и удалять фрагменты курса. Можно также дополнять курс рисунками, поскольку в программе есть встроенный графический редактор. Программа допускает различные виды эталонов ответа (числовой, символьный), однако в разработанных курсах нами была применена следующая схема. В предъявленном вопросе предлагается сразу несколько вариантов ответов, один из которых - правильный, а остальные - неточные, неполные или неверные. Для того, чтобы организовать одновременную работу группы обучаемых в компьютерном классе, предусмотрена следующая схема: каждый вопрос имеет несколько вариантов, один из которых выбирается случайным образом.

Работающий с программой функционирования ЭК обучаемый читает учебный материал и свою последовательность вопросов. На каждый вопрос он должен ввести номер ответа, который считает правильным. При правильном ответе на экране дисплея появляется сообщение "Верно", при неправильном - "Неверно" и разъяснение. Именно разъяснение на неправильный ответ дает основной обучающий эффект, благодаря оперативному реагированию на ошибку. По окончании работы на экран дисплея выводится статистика по работе обучаемого с теоретическим курсом и протокол ошибок. Кроме того, ошибки всех обучаемых фиксируются в специальном протоколе для преподавателя, что позволяет последнему выявить наиболее трудные вопросы для последующей их проработки.

В целом, реализованный подход контроля и обучения при помощи компьютерной техники, обеспечивает за относительно короткий промежуток времени усвоение учащимися теоретического раздела, а преподавателю - оперативный опрос группы и выявление недостаточно усвоенного материала и освобождает его тем самым от рутинной работы. Все это свидетельствует о эффективном дидактическом подходе в обучении и контроле знаний с использованием ПЭВМ.

Список литературы

1. Хасин Л.А., Бурьян С.Б., Минков С.В., Рафалович А.Б. Информатизация отрасли "Физическая культура и спорт и экспертные технологии"// Теория и практика физической культуры. - 1996.- N4-С.7-11.

2. Тимошенков В.В., Подашевский И.Я., Подашевская Е.И.,Тимошенкова Е.В. Применение персональных компьютеров в физической культуре и спорте// Научно-практический журнал: Вестник спортивной Беларуси. - Минск, 1993.-N4-С.17-20.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тимошенков, В. Дидактический подход с использованием ПЭВМ в физическом воспитании / Тимошенков В., Подашевская Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 510.