ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОНУКЛИДАМИ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОНУКЛИДАМИ

И.Осадченко, Л.Калинкина, С.Полиевский, Т.Петрушкина

Российская государственная академия физической культуры,
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

На Российских территориях Чернобыльского варианта загрязнения (ВЗ) радиационная обстановка не становится лучше. На территории ЧВЗ мы имеем уже детей, которые родились и выросли в условиях субнормального радиационного фона.

Исследования показали наличие у них астенического синдрома, отставания в умственном и особенно физическом развитии. Они имеют функциональные нарушения со стороны сердечно - сосудистой системы, нарушения осанки, нуждаются в психологической коррекции (Нижних Л.Н., Андриенко Н.И., 1995).

Анкетирование показало апатичность, безынициативность детей, их инертность, повышенную утомляемость, а главное наличие кинезофобического синдрома, то есть боязни движений, особенно на открытом воздухе из - за опасений повышенной инфильтрации радионуклидов при гипервентиляции легких в процессе физических нагрузок.

Учитывая вышесказанное, для обеспечения должного уровня мышечной нагрузки предложено помимо методов педагогического воздействия использовать гигиенические методов коррекции. К ним отнесено использование охлаждающего микроклимата проведения уроков физической культуры с целью обеспечения закаливающего эффекта и повышенной двигательной активности в условиях холодовых воздействий.

С целью созданий высокого эмоционального фона занятий физическими упражнениями, обеспечения стойкого интереса к занятиям применены эмоциогенные тренировочные устройства, метод комплексирования спортивных и досуговых мероприятий с ликвидацией конкурентных отношений между ними.

Учитывая быструю утомляемость детей при осмысливании обучающих тестов и команд, был применен наглядный метод обучения и разработаны специальные пособия типа граффити, суть которых в образном описании физического упражнения, в изображении условных фигурок детей типа пляшущих человечков, ярких, увлекательных названиях упражнений, при минимуме пояснительного текста, в использовании обучающих карточек для широкого внедрения в учебных процесс метода круговой тренировки.

Разработаны тренировочные программы по новым игровым видам спорта, отвлекающим детей от кинезофобии, дающие возможность заниматься подвижными и интеллектуальными играми, рассчитанными на любой пол и возраст.

В отчете приводятся принципиальные схемы тренажеров 2-х новых типов, которые можно эффективно использовать в программе физического воспитания школьников ЧВЗ в их досуговой деятельности.

Подготовлены специальный спортивный инвентарь и оборудование для лицея физкультуры в г. Железногорске Курской области для последующей апробации в "школах здоровья" Российской Федерации на территории ЧВЗ.

В связи с тем, что в местах исследования радиационный фон был на уровне 2-4,99 кюри на кв.км., в организме испытуемых детей определялось суммарное содержание инкорпорированного цезия 137 и 134 прибором СРП - 68-012 с целью последующей корректировки физической нагрузки.

При апробации методики проведения урока при регулируемой пониженной температуре воздуха в спортивном зале посредством использования принудительно/местной приточной/вентиляции возможен эффект стимуляции двигательной активности, разрушения кинезофобии за счет притока чистого воздуха с последующем ростом моторной плотности занятий.

Разработаны обучающие стенды по всем разделам физического воспитания, медицинского и психогигиенического воспитания.

Стенды были также направлены на обеспечение наглядности и доступности обучения, возможности упрочить знания при многократном повторении легко доступного, популярного материала.

Учитывая комплексность проблемы оздоровления контингента школьников территорий ЧВЗ, к этому делу должны быть привлечены не только учителя физической культуры, но и весь педагогический коллектив.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Особенности физического воспитания школьников, проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами / Осадченко И. [и др.] // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 515-516.