ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ИНСТИТУТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ИНСТИТУТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Н.Сорокина

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

В наши дни термин экология все чаще к месту и не к месту пытаются использовать для поднятия престижа дисциплин учебных и научных программ. Вместе с тем, экологические факторы начинают выходить на одно из первых мест среди факторов, формирующих здоровье населения. Это диктует необходимость широкого внедрения экологии в учебный процесс.

Цель экологического образования и воспитания мы видим в создании и формировании соответствующего образа мышления. Экология не должна стать одной из многих "проходных" дисциплин. Чтобы изучение экологии не было формальным, к ней необходимо формировать интерес с детства через занятия физической культурой и спортом.

Большая часть самостоятельных организованных или неорганизованных форм занятий физическими упражнениями и массовым спортом осуществляется на открытом воздухе: в лесу, парке, на берегу реки, пруда. О связи с этим целесообразно проследить влияние экологии на физкультурников и спортсменов, вскрыть действующие здесь механизмы и максимально использовать оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями на природе.

Рассмотрение факторов, влияющих на организм человека при занятиях физическими упражнениями и спортом, целесообразно начать с их классификации. К факторам внешней среды оказывающим неблагоприятное воздействие на состояние спортсменов при занятиях физическими упражнениями и спортом относятся: 1) по происхождению (климат, свойства почвы, химические вещества воды, пища); 2) по природе (физические, химические, биологические и социальные); 3) по химическому составу (органические и неорганические); 4) по агрегатному состоянию (твердые, жидкие и газообразные); 5) по влиянию на организм человека (однозначно и неоднозначно неблагоприятно влияющие на здоровье человека).

Все перечисленные принципы классификация факторов внешней Среды правомерно и отвечают задачам и целям экологического воспитания.

Факторами внешней среды, оказывающими однозначно неблагоприятное влияние на состояние занимающихся физической культурой и спортом, являются: 1) патогенные микроорганизмы, вирусы, грибки и животные паразиты; 2) пыль; 3) вредные химические вещества в окружающей среде.

Отрицательное влияние на здоровье оказывают физические и химические факторы природы, определяющие процессы жизнедеятельности человека. К ним относят температуру, влажность и скорость движения воздуха, радиационное (лучистое) тепло, атмосферное давление, электрическое состояние среды, радиационный фон, погоду, климат, химический состав воздушной среды. Они оказывают постоянное воздействие на организм человека посредством влияния на его теплообмен с окружающей его средой, который достигается посредством установления равновесия между теплопродукцией и теплоотдачей. Это имеет большое значение при занятиях физической культурой и спортом.

Санитарная охрана внешней среды, а особенно, в местах занятий физическими упражнениями и спортом от загрязнения пылью и ядовитыми химическими веществами должна иметь перед собой задачу полного их устранения, потому что ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздушной среде разработаны с учетом нормального объема легочной вентиляции. В результате запыленности и задымления атмосферы снижается освещенность солнечным светом и теряется значительная часть его активного биологического компонента - ультрафиолетовых лучей. При занятиях физическими упражнениями и спортом запыленность представляет особую опасность из-за увеличения объема легочной вентиляции.

В отличие от первой группы факторов внешней среды, оказывающих неблагоприятное влияние, факторы второй группы в определенных границах своего воздействия могут иметь не только жизненно необходимое значение, но и оказывать закаливающее и тонизирующее влияние на организм, способствуя достижению высоких спортивных результатов. Однако за пределами этих оптимальных границ благоприятное воздействие этих факторов утраивается, а в ряде случаев они превращаются в факторы, наносящие вред здоровью спортсмена, ухудшению его спортивной формы и снижению спортивных результатов.

Литература

1. Беляев В.С. Здоровье, экология, спорт. М., Советский спорта. 1995, с. 174.

2. Покровский В.И. О развитии научных исследований в области охраны здоровья человека и окружающей среды. // Вестн. АМН СССР, 1989, № 9. С. 4 - 5.

3. Тарашкевичус С.Р. Некоторые черты гигиенического состояния окружающей среды г. Вильнюс. Минск, 1991 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сорокина, Н. Преподавание экологии в институтах физической культуры и спорта // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 517-518.