ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ И МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ТЕОРИИ

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ И МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ТЕОРИИ

М.Бердус, М.Боген, Г.Бердус, В.Чувилин

Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э.Буамана,
Москва,

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Восточно-Казахстанский государственный университет,
Усть-Каменогорск, Казахстан

В настоящее время имеется достаточно обширный научный материал о тех или иных аспектах физической рекреации (ФР),отраженный более чем в ста двадцати научных публикациях (не считая публикаций с использованием синонимичных терминов, а так же допуская какое-либо количество не обнаруженных работ).Однако общей концепции физической рекреации, позволяющей отразить целостную картину осуществления этого явления в жизни человека и общества еще не сформировано. Отсутствует общая концепция и по отношению к формированию теории физической рекреации (ТФР), предлагались только некоторые частные варианты систематизации научного знания о ней. В отношении метатеории физической рекреации (ТФР) можно сказать, что отсутствует не только общая концепция, но и содержание как таковое, поскольку кроме авторских, попыток разрабатывать эту сферу не было. Формирование указанных концепций - цель данной работы.

Физическая рекреация - это педагогически организованная двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная и компенсаторная ФР), направленная на восстановление оперативно,- хронически, - или патологически сниженной работоспособности с использованием технологий ФК, на основе закономерностей стресс-реакции и механизмов адаптации в целом.

Как следует из этого определения, общая концепция ФР основывается на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность","адаптация" (особенно "стресс-реакция"),"спортивная тренировка". Отдых и рекреацию обычно отождествляют или между собой, или с восстановлением, или с его средствами; на наш взгляд, они должны рассматриваться как характеристики восстановления, и вместе с реабилитацией создавать континуум всех форм восстановления, отличающихся детерминированностью уровнем и характеристиками утомления; следует различать понятия: отдых - как процесс восстановления работоспособности после ее временного снижения в результате нарастания утомления под воздействием оперативных нагрузок, как средство естественного регулирования работоспособности; рекреацию - как процесс восстановления работоспособности после ее значительного и длительного снижения в результате суммации воздействия нагрузок на фоне хронического недовосстановления; реабилитацию - как процесс полного или частичного восстановления (компенсации) работоспособности после ее снижения в результате развития патологических состояний, связанных с болезнью или длительными истощающими нагрузками. Восстановительный континуум - отдых, рекреация, реабилитация характерен отсутствием основной трудовой деятельности или снижением ее объема, интенсивности, а также возможной деятельностью или бездеятельностью, способствующих восстановлению работоспособности. Нами различаются следующие типы ФР: "оперативная ФР" - применяемая в рамках отдыха, т.е. на фоне оперативного утомления; "кумулятивная ФР" - применяемая в рамках рекреации, т.е. на фоне хронического утомления; "компенсаторная ФР" - применяемая в рамках реабилитации, т.е. на фоне патологических состояний.

ТФР предстает научной дисциплиной, комплексно объединяющей целый ряд взаимосвязанных идей, принципов и концепций, относящихся к ее предмету в совокупности частно-предметных дисциплин и отраслей знания, прямо или косвенно исследующих отдельные стороны ФР. Причем ни первые, которые формировались эмпирически и в большинстве своем отражали ее реальности в их целостно-предметном виде, ни вторые, отрасли более общих, чем они сами дисциплин, отражающих явления ФР в избирательных аспектах, заданных дифференциацией естественных и гуманитарных наук - не могут осуществлять, в отличие от ТФР, функции целостного всестороннего осмысления сути ФР. ТФР, на наш взгляд, это сложное интегративное образование, обобщающее совокупность направлений исследовательской деятельности, соответствующих им знаний и аспектов отдельных, оформившихся в достаточной мере наук, связанных единством предметной области - физической рекреацией, которое возникло на начальных этапах в результате анализа отдельных сторон ФР.

Формирование теории физической рекреации на базе ее соответствия основным закономерностям структурирования теоретического знания и правомерности экстраполяции в ее построении предполагает в качестве объекта принять формальный аналог ТФР, несущий в себе абстрагированное обозначение конкретной научной информации, а в качестве предмета - его структуру. Средством в такой постановке выступает МтФР - научная дисциплина о выявлении и преобразовании характеристик исчисления ТФР. Объектом МтФР выступает ТФР, объектной областью - любые относительно формализованные системы научного знания об элементах парадигмы ФР, предметная область - метатеоретические аспекты составляющих ТФК, а предметом - ТФР как форма организации знаний о ФР и ее метатеоретическая формализация. Цель МтФР - формирование структурной организации ее теории, т.е. построение ТФР как формализованной системы.

Основной проблемой метатеоретического анализа теории физической рекреации является вопрос о ее объекте, предмете и соответствующих областях. Объектной областью ТФР выступают теоретические основы физического воспитания, спорта, двигательной реабилитации, а ее объектом - технология физической рекреации; предметной областью ТФР являются теоретические основы рекреационной деятельности, а предметом ТФР - понятийный аппарат, законы, средства, методы, организационные формы использования ФР для восстановления работоспособности. Сама же ТФР - это интегративная научная дисциплина о закономерностях педагогически организованного восстановления работоспособности средствами ФК.

В структуре ТФР представляется возможным выделить эмпирический, эмпирико-теоретический, теоретический, методологический, философский уровни (каждый со своей инфраструктурой),что вполне отвечает специфике ее понимания как феномена, абстрагирующего предметную область ФР. Элементами подструктуры ТФР являются факты, суждения, понятия, законы, формулы, теоремы, категории, идеи, гипотезы, принципы, которые связываются в ней самым различным образом. Один из формализованных вариантов такой взаимосвязи предлагается следующий: [эмпирическая основа (факты, результаты...)] a [понятия, суждения...] a [закономерности] a [законы] a [принципы].

Таким образом, теория физической рекреации выступает как система субординированного отражения, построенная в соответствии с запросами практической деятельности - физической рекреации и требованиями ее метатеории.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории / Бердус М. [и др.] // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 521-522.