ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Н.Валеев, Л.Захарова, Н.Ганзина

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Проблема восстановления нарушенных функций у больных с детским церебральным параличом (ДЦП) не утрачивает своей актуальности. Сложность ее решения связана с тяжелой инвалидизацией и выраженной дезадаптацией этой группы больных (Семенова К.А., 1985). В большей степени это касается повзрослевших инвалидов, у которых восстановление двигательной функции существующими методами малоэффективно в силу грубого органического поражения структур головного мозга. Это определяет необходимость поиска новых подходов и методов, направленных на оптимизацию восстановительных воздействий.

В основу работы положено изучение эффективности рекреативно-физкультурных мероприятий, осуществляемых в форме занятий подвижными и спортивными играми в условиях реабилитационного центра и занятий студентов в процессе физического воспитания в специальной медицинской группе.

Методика. Определение эффективности разработанных форм физкультурно-рекреативной деятельности осуществлялось на инвалидах с последствиями ДЦП в количестве 150 человек, возраст которых колебался от 17 до 35 лет. В зависимости от формы ДЦП они были разделены на три группы: гиперкинетическую, гемипаретическую и атонически-астатическую формы церебральных параличей.

В работе были использованы три группы методов исследования: 1-педагогические; 2-медико-биологические; 3-психологические.

Исследуемый контингент инвалидов, характеризовался разнообразными расстройствами моторики, нарушения координации движений, речевыми расстройствами, а также нарушениями функции ананизаторов-зрительного и слухового.

Подвижными и спортивными играми занимались - 75 инвалидов и 75 студентов, с последствиями ДЦП занимались различными формами оздоровительно-физкультурных занятий.

Комплекс средств и форм реабилитационно-рекреативных мероприятий состоял из: 1 - специальных физических упражнений направленного действия; 2 - подвижные игры; 3 - спортивные игры; 4 - специальные физические упражнения и игры в воде; 5 - СпАртианские игры.

Методика занятий строилась в зависимости от степени двигательных нарушений, а также в ряде случаев учитывалась форма заболевания.

Игры были направлены на координацию и восстановление двигательных нарушений (дискоординация движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие, пространственная ориентация, ограничение объема активных движений в суставах, слабость мышечного аппарата), улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитие основных физических качеств: меткости, ловкости, быстроты реакции и др.

Помимо занятий реабилитационно-рекреативными методами часть исследуемых лиц участвовали в деятельности "СпАртианского клуба".

Результаты. При оценке функционального состояния инвалидов с ДЦП до и после курса реабилитационно-рекреативных мероприятий положительная динамика выявлена при анализе данных спирометрии, при анализе данных контрольных упражнений - приседания, отжимания, подъем в сед в экспериментальной и контрольной группах различия в полученных данных оказались достоверными (улучшения на 52% и 51% соответственно).

При анализе данных определения быстроты реакции и пространственной ориентации наиболее отчетливая динамика выявлена в экспериментальной группе (улучшения 22% и 65% соответственно, различия достоверны).

При анализе данных исследования концентрации внимания наиболее отчетливая динамика выявлена в экспериментальной группе. В результате всех тестов психологического тестирования подтвердилось улучшение психического состояния инвалидов с ДЦП в экспериментальной группе, прошедших полный курс реабилитационно-рекреативных мероприятий и посетивших весь игровой цикл программы.

В результате физкультурно-оздоровительных занятий специальной направленности у студентов произошло улучшение функционального состояния, что выразилось в увеличении числа нормотонического типа реакции АД, улучшились показатели в тестах на определение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. Улучшилась общая двигательная активность студентов, увеличилась сосредоточенность и работоспособность на учебных занятиях.

Выводы:

1.Разработанная и апробированная методика реабилитационно-рекреативных мероприятий, включаящая специальные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, игры в воде, СпАртианские игры, учитывают специфику двигательных нарушений при ДЦП.

2.Подбор средств и форм физкультурно-спортивной деятельности должен осуществляться с учетом форм заболеваний и степени двигательных нарушений, интересов и потребностей инвалидов с ДЦП.

3.Разработанная нами система исследования и тестирования различных аспектов реабилитации инвалидов с ДЦП показало положительное воздействие на весь комплекс психомоторных нарушений и повысило общую работоспособность и психо-социальный статус инвалидов с ДЦП.

Литература:

1. Бадалян Л.И. - Детский церебральный паралич. Киев,1988.

2. Семенова К.А. - ЛФК при статической форме ДЦП., 1986.

3. Штеренгерц Е.А. - ЛФК и массаж при ДЦП. Киев, 1987.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Валеев, Н. Поиск новых форм физкультурно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича / Валеев Н., Захарова Л., Ганзина Н. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 524-525.