НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Ю.Менхин

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Введение. Актуальность физического воспитания людей - очевидна. Решению проблемы в целом и частных ее вопросов посвящены многие научные исследования, внедрение результатов которых, как правило, дает положительный эффект.

Вместе с тем, несогласованность разработок, выполняемых в разных направлениях даже одной научной сферы (например, физической культуры и спорта) снижает возможные результаты.

Этого можно было бы избежать при условии учитывания опыта, накопленного в разных областях обеспечения физического (двигательного) совершенствования человека.

Методика. В данном материале речь идет о практически здоровых, без физических недостатков людях. Условно их можно разделить на 3 категории:

- лица, имеющие достаточную физическую подготовленность к ведению нормального образа жизни в рамках своей социально-профессиональной сферы деятельности;

- лица с недостаточной физической подготовленностью к такому образу жизни;

- лица с высоким уровнем физического потенциала.

В рамках физического воспитания по отношению к данным группам возникают, как правильно, "свои" задачи: здоровье первых надо поддерживать, вторых - непременно подтягивать до уровня некоторых среднестатистических моделей, участь третьих - занятия спортом.

В связи с этим в плане оздоровления физические упражнения для первой группы приобретают некий развлекательный и относительно малонагрузочный характер. И хотя занятия их бывают достаточно систематичными, адаптация к постоянным невысоким физическим нагрузкам не только не позволяет сохранять имеющийся уровень функциональной (физической - вообще) готовности, но и приводит к ее ухудшению.

Вторая выделяемая нами группа в силу своей неподготовленности казалось бы не может применять высокие нагрузки (функциональные, силовые, координационные, нервно-психические, комплексные). Поэтому, Управления для них подбираются, как правило, легкие, а способы выполнения используются облегченные - что еще больше снижает нагрузку, призванную обеспечить совершенствование.

Третья группа - занимающиеся спортом - люди "обреченные", ибо с некоторых пор спорт стал считаться пагубным для здоровья. Хотя он становиться таковым лишь в случае нарушения научно-методических основ спортивной тренировки.

Результаты. Специальные исследования, проведенные нами на детско-юношеских контингентах школьников, занимающихся физической культурой по государственным и альтернативным программам, а также однородных с ними по возрасту спортсменах, показали:

- учащиеся общеобразовательных школ значительно уступают сверстникам, занимающимся в спортивных залах, по всем измеренным показателям физического развития и физической подготовленности (данный вывод лишь подтверждает имеющуюся многочисленную информацию, однако см. второй и др.);

- около 90% обследованных школьников обладают большим скрытым резервом физического потенциала (по отдельным показателям до 100%), который не проявляется в применяемых общепринятых тестах из-за неумения реализовывать его в требуемом действии;

- последнее обстоятельство позволяет предположить, что физические нагрузки, предлагаемые школьникам с целью физического совершенствования как непременной составной части оздоровления не соответствуют истинным возможностям и поэтому не дают должного эффекта;

- с целью преодоления данного негативного факта целесообразно применение методических принципов, используемых в спорте, особенно в тех видах, которые связаны с так называемой ранней специализацией.

Положительные результаты реализации последнего положения получены также при оздоровлении и более старших возрастных контингентов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Менхин, Ю. Некоторые принципиальные вопросы физического оздоровления // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 534.