РАЦИОНАЛЬНАЯ ОСАНКА - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОСАНКА - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В.Хиетала, Н.Пономарев

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Значительная часть населения в сложившихся техногенных условиях вынужденно ограничена в движениях. Задача предмета физической культуры - разработка методик, способствующих формированию и поддержанию физического статуса организма человека на достаточно высоком уровне в процессе жизнедеятельности в таких условиях.

Одним из направлений в этой сфере может стать процесс совершенствования культуры поз и движений - неисчерпаем, доступен практически в любом возрасте и состоянии здоровья. Целесообразный возраст становления рациональных стереотипов - раннее детство: период активного развития костно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, формирования изгибов позвоночника. Произвольное формирование стереотипов, не физиологичные позы могут снизить использование генетического фонда организма в развитии физиологических систем, обменных процессов, роста, - функциональные возможности его.

Качество накопленного двигательного опыта имеет особое значение в переходный период жизни подростков. Для них /и не только/ кроме физического развития большую личностную значимость имеют эстетический, этический, эмоциональный факторы. Они могут и должны стать основополагающими воспитательного, образовательного процессов, обеспечения массовости, личностной заинтересованности в физической культуре.

В своей работе мы исходим из того, что при соблюдении основной эволюционной оси, т.е. в условиях оптимального режима жизнедеятельности организма опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, внутренние органы и системы находятся в тончайшем взаимодействии равновесного состояния, системы жизнедеятельности отлажены с очень высокой степенью надежности.

По разработанной нами методике занятия физическими упражнениями направлены на развитие двигательных способностей, функций организма, на сглаживание отрицательных последствий длительного нахождения в иррациональных позах; индивидуум становится обладателем стабильного психосоматического здоровья, практически неограниченными, неисчерпаемыми "запасами прочности" и возможностями.

На практике, в жизни, культура поз сидения, стояния, стереотипов движений повсеместно довольно низкая. Нарушение принципа прямохождения значительно снижает качество здоровья и период активной жизнедеятельности не зависимо от возраста, уровня образованности, благосостояния и страны проживания. Педагоги, родители, имеют весьма смутные представления о возможностях рационализации осанки, движений, развития двигательных способностей и характеристик тела. Существует расхожее мнение: осанка - привычная поза, наследственная данность. Почти нет единого определения понятия "осанка", доступной методика формирования, совершенствования ее.

В связи с имеющимися разночтениями видится необходимость переосмыслить методику формирования осанки. При этом целесообразно исходить из того, что:

- эволюционный процесс становления прямохождения сопровождался тщательной "регулировкой" взаимодействий мышечного каркаса, внутренних органов и систем;

- само понятие "осанка - ось" /этимология слова/ является основной компонентой Закона Природы "Человек прямоходящий";

- при практической реализации методики формирования и совершенствования культуры поз и движений необходимо строгое соблюдение принципа прямостояния и уровня взаимоотношений отдельных частей тела относительно эволюционной оси.

Считаем целесообразным введение понятия "РАЦИОНАЛЬНАЯ ОСАНКА"; это:

- оптимальная соосность всех звеньев скелета: черепа, позвоночника, поясов верхних и нижних конечностей, грудной клетки и их составляющих во взаимодействии;

- правильная рефлекторная тонизация всей шейно-туловищной мускулатуры;

- экономичность мышечных усилий - биомеханическая целесообразность;

- энергетически экономичная форма мышечной активности;

- относительная не утомляемость при длительном сохранении ее;

- наиболее устойчивое и наименее энергоемкое положение тела;

- тончайшая координация мышечных напряжений;

- согласованность работы органов и систем организма;

- обеспечение в достаточной мере моторных потребностей, особенно у детей, в игровой, трудовой и творческой деятельности;

- комфортность внешнего и внутреннего состояний индивидуума;

- конкретное выражение индивидуальности, психологической выразительности личности и красоты форм тела;

- основа стабильного здоровья и долголетия.

При пассивных, активных позах и во время движений, "режим работы" организма неодинаков, нагрузки изменяются, возрастают в зависимости от позы, вида движений, рода выполняемой работы и многих других факторов. Иначе, - мастерство и результативность любого труда: рабочего, спортсмена, артиста балета и др. определяются уровнем владения собственным телом, движениями и во время работы, и в повседневной деятельности.

Практическое решение обозначенных задач зависит не столько от материальных затрат, сколько от осознанности, методической дисциплины, единства педагогических требований специалистов, причастных к здоровью населения и, самого населения.

Решение нарастающей проблемы в большой мере зависит от установления ориентиров и особенно мышечных ощущений, самоконтроля за правильностью поз.

Полагаем, - схемы и рисунки правильных поз, краткие обоснования, требования к ним могут быть представлены на обложках практически каждой ученической тетради, должны стать центром внимания каждого педагогического коллектива, родителей и всего населения - непременные условия успешного решения остро поставленных жизнью задач.

Литература:

1. Антропова М.В. Школьная гигиена. М., Медицина. 1970.

2. Аруин А.С., Зациорский В.М. Энергономическая биомеханика. М., Машиностроение.1989.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука. 1990.

4. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. М., Наука. 1965.

5. Донской Д.Д. Движения спортсмена М., ФиС. 1965.

6. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. М., ФиС. 1981.

7. Иванова О.А., Шарабанова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. М., Сов. спорт. 1995.

8. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Уч-к для инст. физ-ой к-ры. М., ФиС. 1985.

9. Киреева Т.Н. Чтобы не болела спина. М., Советский спорт. 199

10. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физ-тура, формирующая осанку. М., ФиС. 1988.

11. Любомирский Л.Е., Букреева Д.П. и др. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. М., Педагогика. 1989.

12. Неумывалкин И.П. Здоровье в ваших руках. М., АО"ЦИТП". 1993.

13. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., ФиС. 1991.

14. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. М., ФиС. 1970.

15. Wilfred Barlow.The Alexander principle. Arrow Books Limited, London. 1975.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Хиетала, В. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития / Хиетала В., Пономарев Н. // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 537-539.