НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ

А.Буркашов, Л.Кудашова, Т.Мустафина, К.Смагулова, Г.Кобикова

Казахский институт физической культуры,
Алматы, Казахстан

Охрана здоровья детей одна из важнейших задач общества. Здоровье это не только отсутствие болезней, но и гармоничное физическое развитие, высокие адаптационные возможности и физическая работоспособность. Одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем физиологии и медицины является решение вопросов управления физическим здоровьем детей. Анализ литературы показал, что наименее разработанными вопросами данной проблемы является разработка "Паспорта физического здоровья" для детей и взрослых различного возраста и пола. Несмотря на то, что в последнее время много говорят о паспорте здоровья, у специалистов нет единого мнения о его содержании, из каких составляющих частей он должен состоять, что должен включать в себя и каким образом исследоваться. Паспорт физического здоровья, на наш взгляд, должен концентрировать в себе следующие основные показатели: 1) наличие или отсутствие болезни, дефекта; 2) уровень и гармоничность физического развития; 3) уровень физиологических резервов основных функциональных систем организма; 4) уровень физической работоспособности при различных пульсовых режимах; 5) уровень адаптационных возможностей ведущих физиологических систем организма; 6) состояние неспецифической резистентности организма; 7) сведения об образе жизни (двигательная активность, питание и др.). Проблема состоит не только в разработке унифицированного паспорта физического здоровья, основанного на системном, целостном подходе при его составлении и оценке с позиций новой теории о здоровье, но и во внедрении его в практику медицины и физическое воспитание населения.

Учитывая вышеизложенное, целью настоящей работы было на основе комплексной оценки уровня физического и функционального развития детей-казахов младшего школьного возраста разработать модельные характеристики для паспорта физического здоровья школьника.

Для реализации поставленной цели использовалась унифицированная методика антропометрических измерений (длина и масса тела, окружность грудной клетки, сила кистей и мышц спины, ЖЕЛ с вычислением ВРИ, силовых и жизненного индексов), соматоскопия, пульсометрия, измерение артериального давления, проба Мартине, Штанге, Генче, определение уровня физической работоспособности при пульсе 130, 150, 170 уд/мин, определение уровня физической подготовленности (челночный бег (3х10м), прыжок с места в длину, подъем туловища лежа на спине, гибкость). Обследовано 350 детей-казахов 1-3 классов.

Внедрение разработанного нами "Паспорта физического здоровья школьника" позволило выявить процент детей 7-9 летнего возраста с низким уровнем физического развития, который превышал допустимые "нормативные" величины, встречающиеся среди здоровых детей. Удельный же вес школьников с высоким уровнем физического развития. Наоборот, был меньше допустимых значений.

Слабое физическое развитие в сочетании с дисгармоничным развитием создает "риск" развития нарушений в состоянии здоровья, о чем свидетельствуют выявленные примерно у половины практически здоровых детей функциональные изменения. Определена недостаточная физическая подготовленность, слабое развитие мышц спины и брюшного пресса, плохая гибкость. Установлен низкий уровень физической работоспособности и адаптационных способностей сердечно-сосудистой системы более чем у 40% обследованных детей, что говорит о необходимости индивидуализации физической и функциональной подготовки детей 7-9 лет.

Одним из путей обеспечения дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста и профилактики заболеваний является, на наш взгляд, использование во время ежегодных медицинских обследований в школе разработанных нами центильных и оценочных шкал, позволяющих выделить группы детей по уровню физического состояния и тем самым осуществить скрининг здоровья.

Учет физических и функциональных особенностей младших школьников на основе данных паспорта физического здоровья при проведении уроков физкультуры обеспечивает научно-обоснованное управление функциональной подготовкой детей и позволяет целенаправленно развивать физиологические резервы организма.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Некоторые аспекты проблемы управления физическим здоровьем детей / Буркашов А. [и др.] // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 543-544.