КОНТРОЛЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

КОНТРОЛЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

В.Зотов, А.Князев

Ростовский-на-Дону факультет
Кубанской государственной академии физической культуры,
Ростов-на-Дону, Россия

Общеизвестно положительное влияние умеренных физических нагрузок на здоровый организм людей. Однако, влияние значительных спортивных нагрузок при выраженных и длительно действующих психоэмоциональных факторах требует дальнейшего выяснения.

Одновременно выполнялись психофизиологические и иммунологические исследования у считающих себе практически здоровыми студентов и начале и конце осеннего семестра на обычном занятиях. Испытанию подвергались 30 мужчин 18-23 лет, у которых определяли индивидуальный ритм (ауторитм) двигательных реакций, переключение внимания, изменение работоспособности в условиях активного выбора информации по таблицам Щульте, уровень тревожности и индивидуальные свойства личности при помощи теста Айзенка. Параллельно проводили иммунологический скрининг по общепринятым показателям в те же сроки (определяли общее содержание лейкоцитов крови, количество иммунокомпетентных клеток: Т-и В-лимфоцитов, содержание иммуноглобулинов A,M,G).

В исходном состоянии у испытуемых отмечали высокий ауторитм, положительную динамику работоспособности, у подавляющего числа студентов отмечали высокий уровень тревожности, по типу высшей нервной деятельности преобладали сильные, подвижные и уравновешенные, а по характеру поведения преимущественно экстраверты. Показатели иммунограмм находились в пределах возрастной нормы.

При повторном обследовании в конце семестра студенты, имеющие напряженную систематическую физическую нагрузку разделились на две группы по вышеперечисленных показателям исследований. В первой группе (у 80 % испытуемых) отмечалось снижение показателя индекса напряжения, некоторое уменьшение уровня тревожности. На иммунограммах отмечена традиция к снижению функциональной активности В-лимфоцитов с компенсаторным увеличением и количества. Во второй группе (у 20 % испытуемых) отмечали достоверное снижение индекса напряжения и уменьшение уровня тревожности, ухудшение переключения внимания. Отмечено также достоверное увеличение числа лейкоцитов до 8,5х109 штук на литр, лимфоцитов до 42,4 %, тенденция к увеличению Т-лимфоцитов до 67,1± 3,2%, В-лимфоцитов до 22,1± 0,8%, выявилось снижение уровня иммуноглобулинов G до 8,95 ± 1,01 г/л и иммуноглобулинов А до 1,13 ± 0,24 г/л.

Таким образом, проведенные исследования позволяют предположить появление объективных признаков утомления в конце семестра у 20% испытуемых студентов.

Приведенные данные исследования свидетельствуют о возможной взаимосвязи психофизиологичксих и иммунологических механизмов у спортсменов при адаптации к учебному процессу. Они также позволяют учитывать возможность развития утомления у студентов и применять аутогенные методы психологический разгрузки, а так де употреблять в пищу растительные иммуностимулирующие пищевые добавки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Зотов, В. Контроль здоровья студентов после физических нагрузок при адаптации к учебному процессу / Зотов В., Князев А. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 548.