ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Э.Плаксунова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Важной социальной задачей образования детей с нарушенным интеллектуальным развитием является повышение уровня подготовленности к трудовой деятельности, что в значительной мере обусловлено уровнем развития двигательных качеств и физической подготовленности (Н.В. Астафьев, В.И. Михалев, 1996). Именно поэтому, на первый план выступает задача повышения двигательной деятельности детей с сочетанными нарушениями в развитии (с пороками физического и умственного развития).

Поэтому целью работы явилось изучение особенностей физического развития и уровня двигательных способностей детей с сочетанными нарушениями в развитии и разработка методики, которая способствовала бы повышению их двигательной активности

Методика. У 10 детей с сочетанными нарушениями в развитии, в возрасте 11 -13 лет изучалось; основные антропометрические показатели, показатели состояния здоровья, особенности функционального состояния организма, интеллектуальные особенности. По результатам исследования, выявившего, что дети одного паспортного возраста представляют собой так называемые "неоднородные" группы, и с учетом того, что у детей имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, была разработана экспериментальная комплексная программа (ЭКП) развития двигательной активности средствами адаптивной физической культуры и спорта. В содержание программы вошли упражнения в основных видах движений: в ходьбе, в беге, в прыжках, в метании, в лазанье, в равновесии, которые дают возможность развивать и совершенствовать основные двигательные качества. Экспериментальная программа (ЭП) достоверно отличается от типовой программы (ТП) вспомогательной школы: по наличию специальных подводящих упражнений; по использованию упражнений с элементами спортивных игр, игр-эстафет; по применению игровых заданий; использованию подвижных игр; по использованию музыкально-ритмического сопровождения, В экспериментальной программе по каждому виду движений предусмотрены подводящие упражнения и игры

Результаты. Результаты эксперимента показали, что применение комплексной программы развития двигательной активности оказывает положительное влияние на физическое развитие и подготовленность, на развитие двигательных способностей и повышает функциональные возможности организма детей с сочетанными нарушениями в развитии.

Применение подвижных игр, игровых упражнений с элементами спортивных игр (в соответствии с интеллектуальной спецификой и дефектами развития) обогащает эмоциональное состояние детей; игры-эстафеты содержат элемент состязательности, который стимулирует детей к собственному физическому совершенствованию. Применение музыкально-ритмического сопровождения занятий способствует коррекции недостаточного уровня мышечных синергий (Н.П. Вайзман, 1997).

Применение упражнений показатели: функционального состояния двигательного анализатора; пространственно- временных восприятий; наглядно-действенного мышления; зрительно-моторной, статической и динамической координации; быстроты реакции; чувства равновесия.

Дискуссия. Исследование выявило, что дети с сочетанными нарушениями в развитии нуждаются в специальных методах, форма и средства обучения, в специальных приемах, в создании специальных условий, стимулирующих подвижность детей, в целенаправленном подведении к возможности освоения нового и усложнения предыдущего двигательного навыка. Этот вывод имеет очень важное значение для разработки программ адаптивного физического воспитания.

Предлагаемая методика повышает адаптацию, у детей с сочетанными нарушениями в развитии, к изменяющимся жизненным условиям, расширяя их функциональные возможности, помогая оздоровлению организма, способствует выработке координации в деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, благоприятно воздействует на психику, мобилизует волю, компенсирует отставание в развитии жизненно необходимых двигательных качеств.

Литература:

1. Н.В. Астафьев, В.И. Микалев. Физическое воспитание школьников - Омск, 1996 -с 160

2. Н.П. Вайзман Психомоторика умственно отсталых детей, - Москва, 1997 - с 121


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Плаксунова, Э. Особенности восстановления двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 553.