ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

О.Тиунова

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

Физкультурно-оздоровительные занятия со взрослыми людьми, целесообразно рассматривать в качестве одной из составляющих целенаправленного процесса самопостроения, сознательного самосовершенствования индивида. Практика и анализ специальной литературы подтверждают, что современного человека по прежнему интересует достижение не только телесной гармонии (хорошего функционального состояния и высокого уровня физической подготовленности), но и гармонии духовной (в ее психических и нравственных проявлениях). Все более привлекательной становится физическая и психическая способность: а) преодолевать экстремальные ситуации; б) быть эффективным в той или иной деятельности.

Принято считать, что основная составляющая здорового образа жизни человека - активный двигательный режим. Основной компонент двигательного режима - система целенаправленных физкультурно-оздоровительных занятий (программа), которая, в свою очередь, состоит из нескольких связанных между собой частей.

Положительный эффект регулярных занятий хорошо известен. При этом очевидно, что физическая культура не является панацеей от всех бед. Окончательно не ясно пока, что именно может компенсироваться физической тренировкой и в какой степени, а какие особенности образа жизни (стойкие вредные привычки, частые стрессы и т.п.) гасят оздоровительную эффективность занятий.

Необходим системный анализ, качественная и количественная оценка того, что в образе жизни человека существенно влияет на состояние его здоровья, из чего состоит каждый блок, как его составляющие связаны между собой.

Количество методических разработок, посвященных организации и содержанию физкультурно-оздоровительных занятий достаточно велико.

Однако, они или избыточно конкретны и сковывают творческий потенциал тех, кто их реализует, или, наоборот, малоконкретны и не соответствуют критериям, устанавливаемым теорией управления.

Для оценки эффективности физкультурно-оздоровительных программ могут быть применены различные подходы, выбор которых зависит от конкретных задач такой оценки.

Рациональное построение любого комплекса тестов должно базироваться на модели динамической "нормы", характеризующей оптимальный баланс в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей организма. Для этого необходимо наличие нескольких векторов, каждый из которых может быть использован в качестве шкалы для измерения какого-либо свойства, а интегральная оценка производится на основании частных оценок по всем используемым векторам. Каждый из этих векторов должен представлять собой достаточно простой для практического применения тест, он должен давать дискретную величину и быть однозначным в определении измеряемого признака. При это они должны быть достаточно независимы друг от друга, т.е. не иметь какой-либо причинно следственных взаимоотношений. Они должны быть также рядоположенными т.е. характеризовать признаки одного уровня.

Методология разработки физкультурно-оздоровительных программ должна быть нацелена на четкую иерархию целей.

Процесс физической подготовки имеет различный характер и длительность, но в любом случае решает четыре задачи: восстановление, сохранение, развитие, поддержание достигнутого уровня подготовленности.

На четвертом этапе методы развития основных двигательных качеств комбинируются и чередуются при сохранении достигнутых ранее средних объемов и среднего уровня интенсивности нагрузки.

Этот методический подход был использован при создании алгоритма компьютерной программы "ВИТА-КОМПЛЕКС".

В качестве критерия эффективности выбранной методики мы предлагаем использовать теоретическую модель (принцип) "динамического равновесия". Он заключается в следующем: методика выбрана правильно, если достигнутый ранее уровень основных показателей физического, функционального и, вероятно, психического состояния в процессе занятий: а) повышается в целом; б) повышается выборочно, но при этом без существенного или длительного снижения каких-либо других показателей; в) не снижается ни по одному из показателей.

Иными словами, несмотря на использование новых методов физической тренировки, дальнейшее развитие какого-либо качества невозможно без снижения другого показателя. Такая ситуация означает, что исчерпаны возможности физиологической регуляции и далее возможна только морфофункциональная перестройка.

Методическая часть программы физкультурно-оздоровительных занятий должна базироваться на основных педагогических принципах, содержать описание методики в процентных соотношениях объемов нагрузки и отдыха в цикле подготовки, периодичность и степень обновления упражнений, примеры занятий, комплексов или подробные планы-конспекты.

Конечно, любой план физической тренировки (программы цикла) представляет собой лишь вариант, достигнуть некоего оптимума можно лишь путем рационального управления этими вариантами.

Алгоритм классификации физических нагрузок и отдыха, предложенный нами (Тиунова О.В., Сонькин В.Д., 1991) позволяет дать развернутую и главное однозначную характеристику любому методу воспитания физических качеств. Он включает пять, а в случае интервальной работы - восемь конкретных признаков, каждый из которых может быть выражен количественно и представлен в динамике.

Результаты экспериментальных исследований дают некоторые предварительные ответы на ряд принципиальных вопросов построения и организации физкультурно-оздоровительных тренировок комплексного характера.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тиунова, О. Принципиальные основы разработки физкультурно-оздоровительных программ // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 556-557.