О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ

О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ

А.Хамракулов, Т.Юнусов, А.Расулев

Узбекский государственный институт физической культуры,
Ташкент, Узбекистан

В результате объявления независимости республики, полная ответственность а развитие физической культуры и спорта в стране легла на плечи правительства и специальных отраслевых органов. В связи с этим по инициативе президента республики Узбекистан И.Каримова разработана и внедряется комплексная программа "Соглом авлод учун". С целью развития данной программы приняты ряд документов, в частности, Постановление Кабинета Министров от 3.12.94 года №589 "О комплексном решении оздоровления подрастающего поколения", принимаются важные Постановления о развитии футбола (1993, 1995 гг.).

Оздоровление следует начинать с родителей будущего ребенка в период беременности матери, в дошкольных учреждениях, в школьный период, в период учебы в средних, специальных и высших учебных заведениях, в армии, на производстве, в махаллях, организовывать индивидуальные занятия со средним и пожилым возрастами, инвалидами.

Решение вопроса оздоровления по предлагаемой системе даст свои плоды не раньше чем в начале ХХI века.

Следует отметить, что мы решаем вопросы подготовки специалистов, в основном, для дошкольного и школьного физического воспитания, что является одной из важнейших задач на ближайшее десятилетие и будущее.

Данная проблема актуальна еще и потому, что пока не будет налажено эффективное физ. Воспитание, а также подготовка будущих поколений учителей, мало шансов, что миллионы детей накануне ХХI века будут вооружены необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Следует отметить, что многие дошкольные и школьные программы физ. Воспитания во всем мире, особенно у нас, находятся в глубоком кризисе и если мы радикально не внесем изменений в работу учителей физ. Воспитания, то к концу 90-х гг. во многих школах их останется мало.

Анализ проблемы внедрения здорового образа жизни как в отечественной таки зарубежной литературе занимает ключевую позицию. По мнению Джона К.Эндрюс внедрение здорового образа жизни имеет очевидную пользу. Основываясь на 10-15 летнем опыте работы, он отмечает, что многие ученые, спортивные организации, в том числе и Совет по спорту Великобритании, доктор Э.Бесси, проф.П.Фонтем пришли к твердому заключению, что "...физические упражнения могут улучшать здоровье, воспрепятствовать болезни, смягчить воздействие болезни".

Положительное воздействие физических упражнений подтверждается и Н.Тенбаллом.

Джоном К.Эндрюсом был опубликован перечень "потенциальных преимуществ от занятий физической культурой и обретения хорошей физической формы". По его мнению следует уделять внимание научным исследованиям относительной интенсивности физических упражнений, так как активный образ жизни может внести свой вклад в общее хорошее физическое состояние, процветание и счастье каждого человека.

Анализируя систему физкультурного образования в республике Узбекистан можно отметить, что совершенствование следует начинать с начального звена системы физического воспитания населения, то есть с дошкольных учреждений.

В Узбекистане детские дошкольные учреждения имеют особый социально-экономический статус. Поскольку здесь особая демографическая ситуация. Ей свойственны, как подчеркивал Президент И.Каримов, ежегодные высокие приросты населения и трудовых резервов. При этом более половины населения проживает в сельской местности и преимущественно ориентировано на занятие аграрным трудом. В структуре населения свыше 60% - это дети, подростки, молодежь в возрасте до 25 лет. Дети же до 7 лет составляют 3,6 млн. Или почти 5 часть населения.

По данным Минздрава республики из 3,4 млн. Осмотренных малышей около 50 тыс. Имеют различные виды физических недугов, имеет место тенденция роста показателей заболеваемости среди детей (3,5-4%) дошкольного возраста.

Качественная перестройка подготовки кадров для указанной категории населения становится важным и необходимым вопросом. Эти помехи можно устранить, направив профессию учителя в новое русло.

Решение этих современных задач предусматривается в Законе "Об образовании" Республики Узбекистан и национальной Программе подготовки кадров.

На наш взгляд следует решить следующие проблем:

- подъем престижа учителя физкультуры;

- создание материально технической базы, отвечающей современным требованиям;

- физкультурное просвещение учителей общеобразовательных дисциплин школ, родителей учащихся;

- улучшение социальных условий;

- совершенствование качества проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий и их стимулирование;

- развитие важных качеств учителя: способность планировать, наблюдать и критически анализировать, умение гибко применять разные педагогические приемы, практические навыки, воображение, контактность, приветливость, энтузиазм, способность к сотрудничеству, маркетингу и стремление к самосовершенствованию;

- сближение школьной программы к практической жизни.

Подвод итоги изложенному, следует признать потенциальные преимущества, заложенные в концепции здорового образа жизни и, видимо, следует продолжать разработку программных материалов и способов оценки быстрой и долговременной эффективности программы активного образа жизни.

Следует улучшить проф. ориентацию и базовую подготовку студентов - будущих учителей, которые будут работать в ХХI веке.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Хамракулов, А. О роли образования в пропаганде здорового образа жизни и духовного развития населения республики Узбекистан в условиях независимости / Хамракулов А., Юнусов Т., Расулев А. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 558-559.