ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ "ФЭЙР ПЛЭЙ" КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ "ФЭЙР ПЛЭЙ" КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Баринов

МГИМО,
Москва, Россия

Введение. В теорию и практику современного спорта, олимпийского движения и олимпийского образования прочно вошли понятие "Фэйр плэй" и связанные с ним принципы поведения спортсменов, тренеров, зрителей, всех, кто причастен к миру спорта.

Нами было проведено исследования с целью выяснить:

- содержание и место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма;

- необходимость воспитания спортсменов в духе "фэйр плэй";

- пути формирования поведения спортсменов в духе "фэйр плэй".

Содержание и место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма. Основоположник современного олимпизма П. де Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения.

Для выражения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом, и используется английское выражение "Фэйр плэй" ("Fair play"), которое переводится как "честная (или справедливая) игра". Важнейшие из этих принципов применительно к спортсмену: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным; уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и достойно принимать поражение. Соблюдение принципов честной игры требуется не только от спортсменов. Оно необходимо также для тренеров, спортивных руководителей, зрителей и всех других лиц, связанных со спортом, которые могут прямо или косвенно влиять на спортсмена.

Идея Кубертена о том, что олимпийский атлет непременно должен соблюдать принципы "честной игры", демонстрировать рыцарское поведение в соревнованиях, занимает важное место и в современной трактовке олимпизма, его идеалов и ценностей, в том числе в Олимпийской хартии.

Необходимость формирования поведения спортсменов в духе "фэйр плэй". История спорта дает немало ярких примеров демонстрации спортсменами и тренерами духа "Фэйр плэй". Вместе с тем, как показывают исследования, в современном спорте все более широкое распространение получает ориентация не на принципы "Фэйр плэй", а на иные ценности.

Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет применения спортсменами медицинских и фармацевтических средств, пагубно отражающихся на их здоровье, а также нарушения нравственных норм и принципов. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах [Баринов, Гутин, Самусенков, Сегал, Стопникова и др. в рамках комплексного международного исследования (1982-1992 гг.), проведенного по программе и под руководством В.И.Столярова; Винник, 1991; Вишневский, 1987; Boixades, Cockman, Cruz, Capdevila, Papp, Pzisztoka, Valiente - по программе международного исследования (1990-1995), которым руководил Martin J. Lee; Mantel, Vander, 1974; Kroll, 1976; Nixon, 1980; Allisson, 1982; Frogner, Pilz, 1982; Silva, 1983; Regnier, 1984; Mugno, Feltz, 1985; Gabler, 1987; Goncalves, 1988; Bredemeier, 1994; Mielke, Bahlke, 1995; Pilz, 1995 и др.], показывают, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте.

Все это определяет необходимость проведения в рамках олимпийского образования сознательной целенаправленной работы по воспитанию спортсменов в духе "фэйр плэй".

Пути формирования поведения спортсменов в духе "фэйр плэй". Анализ литературы и практической работы по формированию поведения спортсменов в духе принципов "Фэйр плэй" показывает, что нередко главный путь решения данной проблемы усматривают в активизации просветительской работы - работы по разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй", их роли и значения в современном спорте и олимпизме. В связи с этим предпринимаются попытки разработать нравственные кодексы поведения тренеров, журналистов и самих спортсменов, в том числе юных, чтобы содействовать их поведению в духе принципов "Фэйр плэй". При некоторых международных спортивных федерациях созданы комиссии по этике для проведения в жизнь таких кодексов. Важная роль в борьбе за честную игру, против насилия в спорте отводится средствам массовой информации.

Работа по разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй" имеет важное значение для формирования у молодежи поведения, адекватного этим принципам. Однако вряд ли можно решить эту проблему одной лишь просветительской работой, не создав реальных стимулов, побуждающих молодежь к ориентации на данные принципы. Один из шагов в этом направлении - введение поощрения для тех спортсменов, кто демонстрирует подлинно рыцарское поведение в соответствии с принципами "Фэйр плэй". Для формирования поведения спортсменов в духе принципов "Фэйр плэй" вводятся также определенные изменения в правила соревнований, позволяющие наказывать тех спортсменов, которые отступают от норм честной спортивной борьбы, учитывать поведение спортсменов при определении победителей и т.д.

Новая комплексная программа "Фэйр плэй" разработана в рамках проекта под названием "СпАрт" (его автор - В.И.Столяров). Эта спартианская программа, которая, как и проект в целом реализуется в России с 1991 г., ставит три основные задачи: 1) сформировать у спортсменов (тренеров, зрителей и т.д.) высоконравственное, благородное, рыцарское поведение по отношению к другим спортсменам, судьям, зрителям и т.д., исключить у них желание победить любой ценой, проявления грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.; 2) сместить у спортсменов акцент с победы над другими на победу над собой, на преодоление собственных слабостей, недостатков, на полное и разностороннее развитие своих способностей; 3) содействовать формированию в спорте чувства глубокого уважения, партнерства, доброты и милосердия к лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам) со стороны других лиц и формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья такой самооценки и такого поведения, когда они чувствуют себя не "инвалидами", "больными", "ущербными" людьми, а равными среди других.

При этом программа исходит из того, что основная причина недостаточной ориентации спортсменов на принципы "честной игры" коренится не в слабой просветительской работе, а прежде всего в отсутствии реальных стимулов, побуждающих к такой ориентации. Для их создания программа предусматривает использование новой системы определения победителей: учитываются эстетические и нравственные аспекты поведения участников; принимаются во внимание лишь существенные различия в их результатах; основное значение придается превышению участником своих результатов, а не результатов других участников или каких-то норм и т.д.

Проблема формирования "фэйр плэй" - сложная проблема и необходимо продолжать поиск эффективных путей ее решения.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Баринов, С. Воспитание в духе "Фэйр плэй" как элемент системы олимпийского образования // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 560-561.