О ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОЛИМПИЗМА

О ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОЛИМПИЗМА

В.Морозов, С.Тетерин

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь,
Минск, Беларусь

Олимпийское движение всегда, и особенно в настоящее время, неразрывно связано со спортом, со спортивными соревнованиями, в ходе которых люди в определенных видах игровой деятельности сопоставляют, сравнивают свои физические и интеллектуальные способности, стремясь при этом превзойти ранее достигнутые пределы их развития.

Вместе с тем олимпийское движение объединяло и объединяет людей, для которых спорт и его развитие являются не самоцелью, а средством решения определенных социальных задач, реализации общечеловеческих идеалов и ценностей, носящих ярко выраженный гуманистический характер. Речь идет о таких ценностях, как идеал всесторонне и гармонично развитой личности; мир, дружба, взаимопонимание между народами.

Идеалы, лежащие в основе олимпийского движения, вместе с тем, как известно, составляют неотъемлемую часть общечеловеческих, общекультурных идеалов и ценностей. Поэтому во многих странах олимпизм рассматривается как целостная философская система, являющаяся теоретической основой олимпийского движения. Олимпизм имеет свою историю, признаки, принципы, ценности и аспекты, которые на наш взгляд, должны стать предметом более глубокого изучения во всех физкультурных учебных заведениях. Для этого необходимо создать целостное представление о системе знаний, составляющих теорию олимпизма.

Структура этой системы может быть представлена следующим образом:

1. Основной раздел - вопросы истории олимпизма.

2. Признаки олимпизма.

3. Аспекты олимпизма.

В частности, вопросы истории можно разделить по двум периодам - античности и современности. В этих разделах могут быть выделены и самостоятельные темы: генезис и периодизация, социальное значение, объективные закономерности.

Признаки олимпизма можно разделить на содержательные и формальные. К первым относятся олимпийские идеи, принципы, ценности, цели и функции, а ко вторым - собственно программа Олимпийских игр, система управления олимпийским движением, олимпийская атрибутика, правила олимпийских соревнований и др.

История олимпизма послужила объектом большого числа исследований, где достаточно хорошо показаны периодизация и его социальное значение, раскрыт ряд аспектов теории олимпизма.

Представляется возможным остановиться на двух из этих аспектов - воспитательном и образовательном. Называя их, следует заметить, что едва ли в нашей жизни есть такие явления, которые не нашли бы своего отражения в философии олимпизма: это не только воспитательный и образовательный, но и гуманистический, научный, эстетический, экономический, культурный, философский, религиозный и другие аспекты.

В частности воспитательный и образовательный аспекты олимпизма показывают, что образование молодежи в античные времена было основано на всесторонней программе, способствующей физическому и духовному развитию. Роль палестр и гимназий была в связи с этим решающей в формировании характера и духа античных Игр. Ежедневные умственные и физические упражнения, интеллектуальные и артистические соревнования - все это вело к осознанию сбалансированного развития.

Пьер де Кубертен расширил истоки античного идеала. Он считал, что образование неполноценно без атлетике, так как тело и интеллект требует единства и взаимовоспитания, а характер закаляется, главным образом, в физических упражнениях.

Таким образом, усилия в спорте должны служить необходимой воспитательно-образовательной цели, а Олимпийские игры являются примером такого идеала для молодежи и одновременно-инфраструктурой для развития спорта.

Итак мы видим, что структура теории олимпизма довольно сложна, многообразна и требует дальнейшего детального изучения на всех уровнях - историческом, философском, социологическом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Морозов, В. О воспитательно-образовательных аспектах олимпизма / Морозов В., Тетерин С. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 570-571.