ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

И.Саланин

Великолукский государственный институт физической культуры,
Великие Луки, Россия

В последние десятилетия Олимпийские игры превратились в фактор всемирного значения, привлекающий внимание народов, правительств, политических партий, молодежных и других организаций, а также общественных и политических деятелей. В русле олимпийского движения находят свое воплощение гуманные идеи сотрудничества, дружбы и мира между народами. Все народы мира высоко оценивают и горячо поддерживают идеи олимпизма, провозглашенные в Олимпийской Хартии.

С уничтожением государственных общественных институтов воспитания молодежи (комсомола, пионерии) в нашей стране образовался вакуум, и никто не занимается воспитанием молодежи. Поэтому в настоящее время появились огромные возможности для осуществления олимпийского воспитания подрастающего поколения на идеалах олимпизма.

В последние годы во многих странах мира большое внимание уделяется проблемам олимпийского воспитания детей и молодежи. В России на сегодня созданы все предпосылки для проведения олимпийского воспитания в школах: созданы межрегиональные олимпийские академии, опубликованы пособия и программы по олимпийскому образованию, "Твой олимпийский учебник", опробированы некоторые формы его проведения.

Однако осуществлять олимпийское воспитание в школе надо в первую очередь конкретными лицами, которые использовали бы накопленный богатый материал по олимпийскому движению.

В своей работе мы использовали ряд методов научного исследования. В первую очередь - метод теоретического исследования, который позволил собрать и дать анализ име- ющемуся материалу по данной проблеме. Опрос учителей, учащихся показал, что проблемой олимпийского воспитания у нас в школах фактически не занимаются, даже то, что проводилось в советский период, в годы перестройки оказалось забытым. Проведенные педагогические эксперименты в последние годы и ранее показали, какие формы олимпийского воспитания являются более целесообразными и эффективными в современных условиях нашей страны. Использовался и сравнительный метод для определения некоторых факторов, целесообразности форм.

Эксперименты показали, что самой доступной формой в школе для проведения олимпийского воспитания являются классные часы, проводимые еженедельно классными руководителями или один раз в две недели. В классные часы можно включать олимпийскую тематику. Если все классные руководители средних и старших классов проведут по одной беседе на олимпийскую тематику в четверть, это уже будет четыре беседы, которые раскроют некоторые аспекты олимпийского движения. Значительный вклад могут внести студенты академий и институтов физической культуры, факультетов физической культуры на педпрактике, проведя по две беседы по олимпийскому движению в классные часы. На них же должны выступать с докладами, беседами учителя физической культуры.

Действенной формой олимпийского воспитания являются викторины (стенды) по олимпийской тематике, которые оформляются в школе или в классах, где используются фотографии олимпийских чемпионов, их достижения или вырезки из спортивных журналов и газет по отдельным играм. Популярной формой являются конкурсы на знатока истории Олимпийских игр, проводимые в школе среди одинаковых классов. Здесь заранее дается обширный перечень вопросов (не менее 10 - 20) из истории Олимпийских игр и олимпийского движения, дается время на подготовку учащихся. Включаются в работу школьные и городские библиотеки, которые организуют выставки, витрины литературы по олимпийскому движению. Конкурсы расширяют кругозор учащихся. Кроме того учащиеся углубляют знания в области истории, географии и других учебных предметов.

Эффективной формой олимпийского воспитания являются "олимпийские классы", где предполагается не только значительный курс знаний по истории олимпийского движения, но и проводятся занятия соревновательно-игрового характера для воспитания "рыцарских" привычек соревновательной деятельности. Каждый учитель физической культуры может вести на протяжении учебного года один "олимпийский класс". В годы проведения летних и зимних Олимпийских игр действенной формой олимпийского воспитания учащихся являются спортивные Олимпиады. Такие Олимпиады можно проводить летние и зимние. Их можно сделать традиционными. Если они будут проводиться в каждый олимпийский год. Организуют их учителя физической культуры с привлечением городского актива и классных руководителей. Такие Олимпиады воспитывают у учащихся физические и морально-волевые качества, содействуют интернационально-патриотичес-кому воспитанию.

Есть и другие многочисленные формы олимпийского воспитания в школе: демонстрация фильмов и слайдов по олимпийской тематике, встречи с участниками Олимпийских игр, проведение семинаров по истории олимпийского движения, оформление "олимпийских залов" и т. п.

Таким образом, в настоящее время можно осуществлять различные формы олимпийского воспитания учащихся, главным исполнителем которого является учитель физической культуры. Для учителей физической культуры в городах и районах органам образования нужно проводить курсы, семинары, где лекторы, выделяемые региональными олимпийскими академиями, дадут полный курс знаний по истории Олимпийских игр и олимпийскому движению. Только в том случае мы можем осуществить олимпийское воспитание учащихся, когда его в свои руки возьмут учителя физической культуры, с привлечением классных руководителей и студентов, проходящих педагогическую практику в школе.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Саланин, И. Олимпийское воспитание учащихся в средних образовательных школах // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 575-576.