ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение теории развивающего обучения в педагогическую практику идет с большим трудом. Основным препятствием на этом пути является отсутствие четко определенных принципов (правил) для разработки технологии педагогического процесса.

Анализ проблемы философии научного познания показал, что каждая наука и любое научное исследование в своем историческом развитии проходят две стадии развития - эмпирическую и теоретическую. На эмпирической стадии объекты изучения рассматриваются как "черные ящики", учитываются входные и выходные характеристики его функционирования в определенных условиях окружающей среды. На эмпирической стадии развития исследования в сознании ученого не происходит понимания сущности явлений, следовательно, нет места диалектике. При передаче эмпирических знаний дидактика, основанная на теории развивающего обучения, невозможна.

Преодоление эмпиризма, переход к изучению внутреннего строения объекта, к проектированию его поведения на основе моделирования создает основу для построения теории. В этом случае в полной мере реализуется диалектика как методологическая основа развития объектов материального мира. Сущность явлений выводится на основе понимания законов взаимодействия элементов модели объекта между собой и с внешним миром. Вывод сущности явлений составляет основное звено в дидактике теории развивающего обучения.

Таким образом, теория развивающего обучения может успешно внедряться в практику педагогической деятельности только в случае наличия развитой научной дисциплины, т.е. науки, находящейся на теоретической стадии развития, которая предоставляет педагогу модель изучаемого объекта, состоящую из элементарных идеальных клеточек, объединенных между собой в устойчивую структуру, явления и свойства реального объекта выводятся чисто умозрительно, благодаря мысленному имитационному моделированию.

Педогогический процес - управленческий процесс, поэтому он должен включать этапы:

- мотивация деятельности;

- предварительное знакомство с ситуацией (объектом и внешней средой) и выработка цели деятельности;

- уточнение модели для имитационного моделирования;

- имитационное моделирование (разработка способов достижения цели);

- контроль результатов решений на основе изучения состояния объекта и критериев достижения поставленной цели;

- отчет о результатах управленческого процесса.

Все этапы управленческого процесса должны выполняться в умственном плане, однако по мере усложнения модели объекта возрастает вероятность качественных и количественных ошибок, допускаемых как преподавателем и, тем более, учеником. Для устранения этого следует использовать компьютерные имитационные модели, которые в педагогическом процессе должны заменять реальный объект. Учащиеся и преподаватель должны предсказывать (проектировать) изменения в состоянии объекта при заданных начальных условиях внешней и внутренней среды, а решение компьютера выступает как практика - критерий истинности суждений. В этом случае ЭВМ выступает как неотьемлемый участник педагогического процесса, основанного на теории развивающего обучения. Следовательно, учебники должны содержать описание методологии математического моделирования и описание математических моделей, выступающих в качестве объектов педагогической деятельности.

Анализ развития теории физической подготовки показал, что эта научная дисциплина еще не вышла из стадии эмпирического развития. Виной тому являются не только специалисты физического воспитания, но и биохимики, и физиологи спорта. Изучение учебников показывает, что их содержание либо полностью не соответствует предмету изучения (биохимии спорта в ИФК по учебнику В.Меньшикова и Н.Волкова учить нельзя, там ее нет), либо выполнено на эмпирическом уровне (спортивная физиология).

Экспериментальное изучение уровней мышления студентов, аспирантов и специалистов по физическому воспитанию показало наличие у них представлений о понятиях, применяемых в ходе обучения, и полное отсутствие способности к теоретическому мышлению с использованием абстрактных (идеальных) моделей.

Применение в учебном процессе дидактики, основанной на теории развивающего обучения, математическом моделировании с применением компьютера для контроля за истинностью суждений и умозаключений, достоверно повысило качество подготовки специалиста.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию : Тр. учен. проблем. науч.-исслед. лаб. / РГАФК ; Науч. рук. Селуянов В.Н. - М.: ФОН, 1996. - 106 с.: ил.