Книга 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И ПЛАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Книга 2

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И
ПЛАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ
ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

AG - антигены

AT - антитела

Ca - ион кальция

CO2 - углекислый газ

E - приход энергии

Ez - затраты энергии

Fat - жир

H - ион водорода или протон

MG - масса условной железы

O2 - кислород

pH - показатель концентрации водородных ионов

Pir - пируват

АДФ (ADP) - аденозиндифосфорная кислота

АКТГ - адренокортикотропный гормон

АМФ (AMP) - аденозинмонофосфорная кислота

АнП - анаэробный порог

АсК-А (ACoA) - ацетил-коэнзим-А

АТФ (ATP) - аденозинтрифосфорная кислота

АэП - аэробный порог

БМВ - быстрое МВ

ВАнП - вентиляционный АнП

ВАэП - вентиляционный АэП

Г-Рр - комплекс Г-Рр

Г (G) - гормон

Гл (Gl) - гликоген

ГМВ - гликолитическое мышечное волокно

ДЕ - двигательная единица

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота

ДС - дыхательная система

и-РНК - информационная РНК

И (I) - интенсивность

ИМ - имитационное моделирование

ИС - иммунная система

К - капилляры

Кр (Cr) - креатин

КрФ (CrP) - креатинфосфат

КфК (KpK) - креатинфосфокиназа

ЛДГ-С - лактатдегидрогеназа сердечного типа

ЛДГ-М - лактатдегидрогеназа мышечного типа

МАМ - максимальная алактатная мощность

МБС - максимальная быстрая сила

МВ - мышечное волокно

Мг - миоглобин

МИМ - математическое имитационное моделирование

МК (La) - молочная кислота (лактат)

ММВ - медленное МВ

Мо - мочевина

МПК - максимальное потребление кислорода

МПС - максимальная произвольная сила (Fmax)

МУН - метод углеводного насыщения

МФ (MF) - миофибрилла

МХ - митохондрия

ОАСС - общий адаптационный синдром Селье

ОФ - окислительное фосфорилирование

П - продолжительность

ПМ - произвольный максимум

ПМВ - промежуточное МВ

ПЭМГ - поверхностная ЭМГ

р-РНК - рибосомальная РНК

РНК - рибонуклеиновая кислота

Рр - рецептор

Рт - результат

СДГ - сукцинатдегидрогеназа

СЖК - свободные жирные кислоты

СПР - саркоплазматический ретикулум

ССС - сердечно-сосудистая система

т-РНК - транспортная РНК

ТФП - теория физической подготовки

УИМ - умозрительное имитационное моделирование

Ф (P) - неорганический фосфат

ФФК - фосфофруктокиназа

ц-АМФ - 3,5-циклический аденозинмонофосфат

ЦНС - центральная нервная система

ЧСС - частота сердечных сокращений

Э - эффективность

ЭАнП - электромиографический АнП

ЭАэП - электромиографический АэП

ЭМГ - электромиограмма

ЭС - эндокринная система


ВВЕДЕНИЕ

 

Теория физического воспитания - наука об общих закономерностях, определяющих содержание и формы построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, органически включенного в общую систему воспитания человека. Физическая подготовка является основополагающей стороной содержания физического воспитания, призванной для развития физических возможностей. Эта сторона физического воспитания связана с выполнением физических упражнений, вызывающих определенные физические нагрузки, после чего возникают морфофункциональные перестройки в системах и органах спортсмена (Л.П.Матвеев, 1977).

Наиболее полно теория физической подготовки (ТФП) была впервые изложена в монографии Л.П.Матвеева "Основы спортивной тренировки". Физическая подготовка рассматривалась как раздел курса, в котором приводились только методы воспитания силовых, скоростных, выносливостных способностей и гибкости. Особенностью изложения материала было то, что приводилось описание только обобщений эмпирического опыта. В учебнике можно найти ответы на вопросы типа "как тренироваться?" и полностью отсутствует материал, с помощью которого можно было бы ответить на вопросы "что тренируется?" и "почему требуется именно данное рекомендуемое средство и методика тренировки?". Большинство специалистов понимает, что теория физической подготовки не может развиваться в стороне от достижений спортивной биологии, поэтому, начиная с 80-х годов, ведутся упорные попытки привлечения биологической информации для обоснования эмпирических закономерностей построения спортивной тренировки.

Процесс управления возможен, если имеются управляемый объект (спортсмен или программа в ЭВМ), блок получения информации об объекте (данные о тестировании), программный блок (у студента или специалиста в сознании должна иметься умозрительная модель, которой он может оперировать для предсказания результатов функционирования реального объекта - спортсмена), блок сравнения (сопоставления результатов УИМ или МИМ с данными тестирования), блок формирования управляющих воздействий (внесение изменений в методы, средства, планы тренировочных занятий), исполнительный блок (средства управления и передачи информации спортсмену - вербальные, зрительные, тактильные и др.). Поэтому, как научная (педагогическая) дисциплина ТФП должна обеспечить формирование у студентов:

системы знаний о МОРФОЛОГИИ спортсмена (совместно с биологическими дисциплинами);

представление об основных закономерностях адаптационных процессов в организме спортсменов в ответ на выполнение физических упражнений;

навыков умозрительного ИМ, необходимых для конструирования методов, тренировочного занятия, микроцикла, мезоцикла и многолетней тренировки.

Следовательно, повышение эффективности планирования физической подготовки спортсменов высшей квалификации возможно на основе разработки концептуальных и математических моделей организма человека, применение которых позволяет содержательно объяснять и конструировать методы контроля, тренировки и планы физической подготовки. Поэтому основными задачами теоретического направления развития общей теории физической подготовки спортсменов являются следующие:

- Разработка умозрительных или математических моделей для имитации адаптационных процессов в клетках органов основных систем при выполнении человеком физических упражнений.

- Разработка на основе имитационного моделирования рациональных методов тренировок, обеспечивающих целенаправленное изменение структуры клеток.

- Разработка классификации нагрузок, создаваемых физическими упражнениями по направленности адаптационных процессов в различных органах и тканях.

- Разработка принципов планирования физической подготовки спортсменов, специализирующихся в соревновательных упражнениях, относящихся к различным зонам мощности.

При этом должны использоваться следующие методы:

- анализ и обобщение литературных данных,

- моделирование,

- имитационное моделирование,

- планирование эксперимента,

- педагогический эксперимент.

В связи с комплексным, междисциплинарным характером ТФП могут использоваться методы смежных наук: биохимии, спортивной физиологии, морфологии и др.

В этом учебном пособии излагаются некоторые основные разделы общей теории физической подготовки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию : Тр. учен. проблем. науч.-исслед. лаб. / РГАФК ; Науч. рук. Селуянов В.Н. - М.: ФОН, 1996. - 106 с.: ил.