ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, принципы спортивной тренировки - это положения, обобщенно отражающие объективные закономерности в форме отправных установок, указывающих тренеру и спортсмену генеральные пути и условия достижения поставленной цели. "Разработка принципов теории спортивной тренировки должна все более прочно и последовательно опираться на теорию адаптации организма к физическим нагрузкам, сформировавшуюся в современной физиологии и молекулярной биологии". Это высказывание Л.Матвеева правильно отражает тенденцию развития теории физической подготовки. В этом пособии сделана попытка теоретического выведения принципов планирования физической подготовки, которые, однако, не должны входить в противоречие с экспериментально обнаруженными (эмпирическими) закономерностями.

Анализ результатов теоретического исследования показывает, что все известные эмпирические закономерности планирования физической подготовки получили свое объяснение:

- Непрерывность физической подготовки. Соблюдение этого принципа позволяет постепенно наращивать степень гиперплазии органелл в клетках активных органов, что ведет к повышению их функциональных возможностей. Увеличение дней отдыха между тренировками снижает эффективность тренировочного процесса.

- Цикличность физической подготовки. Процессы синтеза различных органелл или митоза клеток протекают по своим законам, с разными скоростями, это явление определяется как гетерохронность адаптационных процессов. Поэтому для гиперплазии какой-либо определенной органеллы необходимо соблюдать последовательность тренировок и отдыха, что составляет цикл тренировочного процесса. Если необходимо добиться гиперплазии различных видов органелл, то построение цикла тренировки усложняется, как и в случае воздействия на разные мышечные группы или системы организма. Здесь требуется учитывать взаимовлияние тренировочных нагрузок и прежде всего реакцию эндокринной системы.

- Единство общей и специальной физической подготовки. Если под специальной физической подготовкой понимать выполнение физических упражнений, сходных с соревновательными, то для большинства циклических и игровых видов спорта этими средствами могут быть обеспечены адаптационные процессы в БМВ, миокарде, диафрагме, железах эндокринной и иммунной систем. Однако адаптационные процессы в ММВ этими средствами не могут быть обеспечены. Следовательно, для развития адаптационных изменений в ММВ необходимо применять неспецифические для любого вида спорта физические упражнения (статодинамические), которые можно отнести к общей физической подготовке спортсмена. Без такой общей физической подготовки практически ни в одном виде спорта эффективный тренировочный процесс невозможен.

- Единство постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Наблюдения за динамикой интенсивности и объема физических нагрузок, выраженными в абсолютных значениях (тоннах, километрах, часах) у спортсменов на протяжении нескольких лет, как правило, показывают их непрерывный рост, однако приведение тех же значений к относительным величинам и устранение из планов подготовки средств, не дающих каких-либо серьезных изменений в строении клеток, показывает, что интенсивность и объем остаются практически неизменными, поскольку на любом этапе роста спортивного мастерства должны соответствовать предельным, а точнее оптимальным для синтеза органелл нагрузкам.

- Волнообразность динамики нагрузок. Изменение интенсивности и объема нагрузки можно наблюдать в микроцикле и если соединить плавной кривой точки, то можно наблюдать волнообразные изменения показателей нагрузок. Эти волны связаны с разделением воздействия тренировочной нагрузки на миофибриллы или митохондрии скелетных мышц, или миофибриллы миокардиоцитов, или на органеллы других систем. Как правило, тренер не знает оптимальных значений интенсивности и объема, которые надо использовать в микроцикле, к тому же существует гипотеза об отставленном тренировочном эффекте. Поэтому нагрузки принято завышать, и при появлении явных признаков утомления включать в тренировочный процесс восстановительные микроциклы. Каких-либо объективных показателей наступления утомления не приводится, однако понятно, что надо измерить изменения в состоянии желез эндокринной системы, а для этого пока нет педагогических методов контроля, однако по опыту известно, что более 3-4-х недель тренироваться с предельными нагрузками нельзя. В связи с этим на практике наблюдаются средние волны, определяющие границы мезоциклов. Ожидание отставленного тренировочного эффекта, необходимость предоставить организму возможность восстановиться, проводить узкоспециализированную тренировку заставляет существенно изменить интенсивность и объем нагрузок. В связи с тем, что каждый мезоцикл подготовки приводит к постепенному уменьшению массы эндокринной железы, то к концу соревновательного периода наблюдается иммунодефицит, высокая вероятность заболевания. После такого тренировочного процесса неизбежен переходный процесс для восстановления эндокринной системы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию : Тр. учен. проблем. науч.-исслед. лаб. / РГАФК ; Науч. рук. Селуянов В.Н. - М.: ФОН, 1996. - 106 с.: ил.