Заключение

Заключение

Материалы этой книги посвящены комплексному направлению в науках о человеке - интегративной биосоциальной антропологии. Испытав второе рождение на пороге ХХI века (антропология ХIХ и начала ХХ века была изначально интегративной), она призвана повысить потенциал различных видов человеческой деятельности учебно-воспитательной и социально-педагогической направленности. В интегративной антропологии раздельно-предметные знания о человеке сплавлены воедино, давая представление о соматопсихической, личностно-социокультурной и организменно-средовой целостностях. Тем самым эта наука выполняет важнейшую функцию гармонизации знаний о человеке. Высвечивая слабо изученные вопросы, она делает обязательным и необходимым их <подтягивание> до общего уровня знаний. В какой-то мере благодаря воздействию идей и принципов интегративной антропологии приобретают значимость междисциплинарные исследования на стыке традиционных наук: анатомии и физиологии, физиологии и психологии, биологии и социологии и т.п. Катализатором и направляющим стержнем этих научных поисков служит господствующая как в классической, так и современной интегративной антропологии парадигма - выяснение форм и факторов изменчивости индивида и личности. Именно в углубленном рассмотрении форм сопряженной и несопряженной изменчивости реализуется главенствующая идея гармонизации знаний о человеке, имеющих разную дисциплинарную приуроченность.

Среди многих теоретических построений современной интегративной биосоциальной антропологии мы обратили внимание читателя на три наиболее основополагающих, выдвигаемых к рассмотрению запросами практики: психологические, конституциональные и экологические аспекты. Вопрос - почему?

Представим себе эту научную область в виде горного хребта, на который стремится подняться в поиске знаний альпинист-исследователь. В таком случае вершина горы, наиболее трудно достижимая, но именно потому столь притягательная, - это психологическая антропология. Горный склон, который пытается осилить "альпинист" от науки, перемещаясь от одной природно-климатической зоны к другой, - экологическая антропология. Замысел Природы, согласно которому возник этот горный массив; законы, управлявшие его созиданием в весьма отдаленные от нас временные эпохи, - конституциональная антропология.

Иначе говоря, конституциональная антропология отвечает на вопрос: почему мы такие, какие мы есть. Экологическая антропология решает, как мы стали такими. А психологическая антропология учит, почему мы осознаем свою особость, выделяя себя среди многих себеподобных. И при всем сказанном каждый из этих аспектов интегративной биосоциальной антропологии демонстрирует индивидуальное своеобразие нашей бытийности и факторы, его обусловливающие.

Данная книга завершает собой трилогию, посвященную проблеме человека с позиций интегративной антропологии. Первая часть трилогии ("Очерки теории и истории интегративной антропологии"), давая общую характеристику этой относительно новой для читателя области знаний, подчеркивала реальность ее исторических корней. Их основательность и исходность - в извечных представлениях человечества о единстве телесного, душевного и духовного. Представлениях, подкрепляемых традициями христианского богословия, однако по своей сути общементалитетных. Общность человеческого микрокосма, условность его подразделения на части, тесная сопряженность, неразрывная связанность последних друг с другом воспринимаются в сочетании со взглядами о единстве человека и окружающего его мира - материального и духовного. Поэтому вслед за английским философом и поэтом Джоном Данном мы вправе сказать, что Человек - не остров, но часть материка.

Исторические корни интегративной антропологии разнятся по глубине своего залегания. Они - в традиционалистских воззрениях отцов христианской духовности; в представлениях естествоиспытателей прошлого о подчиненности человека действию общих законов природы и в идеях психологов ведущих отечественных научных школ - Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского, В.В. Давыдова и др. - о неразрывной целостности человека как психобиологического феномена при расчлененности ее составляющих по отдельным взаимодействующим системам свойств и качеств (иерархическим уровням).

Идея об интегративной сопряженности наук о человеке не оригинальна. Однако новым по своей постановке является вопрос: при сохранении сложившихся и традиционно существующих наук о человеке - какие же их функции могут быть заимствованы интегративной антропологией без нанесения ущерба научным реалиям? Каковы общие принципы воссоздания интегративной антропологии и чем определяются потребности в ней.

Задача двух последних выпусков трилогии ("Интегратив-ная педагогическая антропология" и "Интегративная биосоциальная антропология") сводилась к тому, чтобы на примере конкретных областей педагогического и экологического знания обосновать возможность, важность и необходимость интегративных подходов для повышения эффективности ряда видов человеческой практики, оптимизации условий функционирования человека в усложняющихся ситуациях природного и социального окружения, разработки обоснованных приемов научного прогнозирования в интересах биологии, психологии, социологии, политики.

Насыщение человеческой жизни новыми явлениями и событиями выдвигает задачи количественного и качественного порядков. Решение первых нередко имеет интенсивный характер: быстрее, сильнее, мощнее и т.п. Однако этот путь в совершенствовании человеческого фактора пройден уже практически до конца. ХХ век во многом исчерпал возможности оптимизации деятельности за счет повышения ее интенсивности. Необходим поиск новых экстенсивных форм совершенствования человеческого фактора с переходом на новый качественный уровень внедрением менее затратных технологий и сбережением трудового потенциала. Вступая в ХХ1 век, надлежит изыскивать нетрадиционные пути оптимизации человеческих практик. Авторы усматривают их в использовании идей и наработок интегративной антропологии о соматопсихическом, личностно-социокуль-турном и организменно-средовом видах единства, рассматриваемых с позиций учения о живых системах.

"Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно",- говорил Поэт. Поднявшись мысленно над вершинами интегративной антропологии, следует не только уяснить, сквозь какие трудности мы прошли, но и почему сияет небо над нами.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузин, В.В. Интегративная биосоциальная антропология / Кузин В.В., Никитюк Б.А.; РГАФК. - М.: ФОН, 1996. - 220 с.