ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Дергачева О.М., Хозяинов Г.И.,
кафедра педагогики

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов.

Остановимся на некоторых из них:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

Со второй половины 19 века, с открытия первых детских садов в России появляется проблема приоритетности общественного и семейного воспитания.

После 1917 года приоритет отдается общественному воспитанию, призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и культурной жизни ( Н.К. Крупская ).Эти взгляды поддерживали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что общественное воспитание должно соединиться с семьей.

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка ценностей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является необходимой и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это доказывают исследования, проведенные Т.А. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой и другими.

Опираясь на результаты исследований, наблюдения массовой практики, можно говорить об актуальности проблемы взаимоотношений в социально-психологической подсистеме "родители- ребенок".

Актуальность обуславливается следующим:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина , рассматривая структуру психологического климата семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения ее членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент, выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми членами семьи, а также интеллектуальный компонент. Последний реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и потенциальные возможности для воспитания ребенка различны. И от того, в какой психологический климат семьи попадает ребенок, зависит его социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

В силу возрастных психологических особенностей (образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дошкольник "открыт" для воздействия взрослого, который особенно значим, притягаем для ребенка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина).Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа(В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей(А.А. Лысаков).Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Этому мы хотели бы посвятить свое исследование.

В своем исследовании проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Л.В. Загик, Т.А. Маркова ,О.Л. Зверева); с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения(Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич).

Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи:

1.Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы "Детский сад - семья" в физическом воспитании дошкольников.

2.Разработка средств, форм, содержания, методов физического воспитания в педагогической системе "Детский сад - семья".

Мы решили строить свою работу в двух направлениях:

1.Работа с коллективом воспитателей.

2.Работа воспитателей с коллективом родителей.

Целью нашей работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.

Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы:

1.Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.

2.Обучение педагогическому тренингу общения.

3.Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров).

4.Консультация:Стили взаимоотношений в системах "Взрослый - взрослый"(воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), "Взрослый - ребенок".

5.Проведение двух семинаров - практикумов "Развитие коммуникативных умений", "Особенности общения воспитателя с родителями".

Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.

Свою работу по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на пять этапов:

1 этап - моделирование взаимодействия.

На этом этапе происходит установление компенсаторных связей ("Детский сад - семье", "Семья - детскому саду") с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас, Л.Я. Вага, В.В. Столин).

Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

На этом этапе работа строилась в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Воспитателями проводились ежедневные беседы с родителями о их детях с выделением положительных качеств детей. Воспитатели и родители стали использовать прием "авансирования успеха" по отношению к детям.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводились "Вечера знакомств", на которых воспитатели и родители в непринужденной дружеской обстановке учились понимать друг друга, вставать на другую позицию "позицию воспитателя" или "позицию родителя", "позицию ребенка".Результат таких встреч: сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями.

3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности физическом развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

Далее мы планируем проведение 4 этапа - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.

Последний этап 5 - совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый "Спортивный клуб", где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, походы и т.д.

Наша работа по организации взаимодействия детского сада и семьи находится на стадии разработки и проведения.

Литература:

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.М.,1988.

2. Бакашвили В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях Грузинской ССР. Автореф…дисс…канд…пед…наук.М.,1990

3. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореф… дисс… канд… пед… наук. - М., 1990.

4. Зверева О.Л. Работа с молодой семьей.М.,1991

5. Взаимосвязь детского сада и семьи на современном этапе:методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. И.В. Корниенко Комсомольск - на -Амуре,1996


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дергачева, О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 26-30.