ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИМИДЖА В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИМИДЖА В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Доброрадных М.Б., аспирантка РГАФК

Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, в значительной мере трансформируются и то отношение к физической культуре, которое было типичным на протяжении многих лет. Всё более очевидна необходимость подхода к физической культуре не только как к системе оздоровления организма и совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, в котором через соотнесение с идеалами и устремлениями происходит самораскрытие и самореализация личности. Выступая в виде определённой структуры поведенческих образов сопряженных с пониманием человеческого тела как ценности, физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни.

Нормативно-ценностное отношение человека к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития жизни (8). В период детства, учебы в школе и в вузе физическая культура выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоения знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и культуры должно быть, соотнесено с физическим развитием, с формированием эстетики тела и культуры движений. Основу мотивации на данном этапе составляет стремление осознать себя как личность.

Во "взрослой жизни" перед ним будет стоять более трудная задача освоения важнейших социальных ролей - семейных, трудовых, гражданских. В этих условиях одним из основных мотивов является желание сохранить и укрепить здоровье, физические и психические силы, сформировать определённый имидж. Анализ литературы показывает, что доминирующим фактором, который гармонирует во взаимосвязи всех циклов и фаз жизнедеятельности человека, является здоровье (1).

Отправным пунктом социокультурной интерпретации здоровья может являться, положение Всемирной организации здравоохранения: " Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" (10). В научной литературе " здоровье" понимается и как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант, и как адекватность социально-ценностных эталонов продолжительности жизни, интеллектуальной и физической работоспособности, воспроизводства здорового потомства. При этом здоровье может выступать как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

В экономике труда известен постулат, который коротко и ёмко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здоровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам ....

Витиевато, но предельно ясно: нет здоровья - и твоя профессиональная подготовленность остаётся невостребованной (6).

Решение проблемы лежит в комплексном подходе к человеку и его здоровью. В его основе лежит единство, взаимопроникновение и взаимодействие четырёх факторов: природной и социальной среды, индивидуального образа жизни, нормативно - ценностных стимулов рекреативно - оздоровительной деятельности. Как показывают многочисленные социологические исследования и экспертные оценки, ведущим мотивом занятий физической культурой является озабоченность своим здоровьем. В системе ценностей у студентов Александровского филиала Современного Гуманитарного Института (АФ СГИ) здоровье занимает первое место (рис1).

Рис. 1 Мотивы занятий физической культурой студентами АФ СГИ

1. Стремление быть здоровым

2. Желание красиво выглядеть

3. Возможность проявить себя

4. Интеллектуальное и духовное развитие

5. Наличие азарта и борьбы

6. Возможность общения с друзьями

7. Достижение спортивных результатов

Н.Г.Чернышевский тоже делал на общечеловеческие, "общесословные" ценности - ценности здоровья. В своей диссертации "Эстетические отношения искусства в действительности" писал: "Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека: потому, что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья - следствие того румянец на щеках, цветущая здоровьем и свежестью кожи продолжает быть привлекательными и в дни светских людей."

Наряду со стремлением быть здоровым, студенты выделяют желание красиво выглядеть. Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, и всё это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе.

Известный учёный - морфолог М.Ф.Иваницкий писал, что "человек рождается лишь с задатками тех природных дарований, которые определяют красоту тела и соразмерность всех его частей, стройность сложения, лёгкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании" (6).

Здоровье, физическое развитие и имидж в решающей степени зависят от уровня общей культуры студентов, характера и направленности ценностных ориентаций, осознания физической культуры не только как инструмента совершенствования двигательного аппарата, но и сферы реализации идеалов и устремлений человека.

В работы многих авторов (2,3,7) подтверждают необходимость теоретического и методологического подходов к физической культуре не только как системе совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, системе комплексных качеств, идеалов и устремлений человека. Выступая в виде определенной структуры поведенческих образцов, ориентированных на гармоническое развитие человеческого тела, физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни студентов (рис.2).

Важным этапом в жизнедеятельности человека является период обучения в вузе. Рекреация, активный отдых, забота об укреплении здоровья, развитие физических данных, основные доминанты поведения.

Рис. 2 Частота занятий физической культурой студентами АФ СГИ

1. Два, три раза в неделю

2. Иногда

3. Пять и более раз в неделю

4. Не занимаются

Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течении года, учебные и производственные практики - всё это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями (5) бюджета времени студентов показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам и курсам, значительно колеблется. Установлено, что время на учебное занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч. в день, а время, затрачиваемое на самоподготовку студентом, колеблется довольно существенно, занимая 3 - 5 ч., а в период зачётно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч. таким образом, сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9 - 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряжённым.

Но беда в том, что молодые люди часто надеются на быстрое естественное восстановление молодого организма, эта особенность на самом деле действует, но не бесконечно.

Доктор медицинских наук, профессор-кардиолог Н.Мухорлямов отмечал: "поистине, чтобы выстоять в современных условиях, нужно быть тренированным и закалённым. То есть я убеждён, если и может существовать какая-то панацея от болезней, то она заключается в здоровом образе жизни и обязательном приобщении к физическим упражнениям.

Поэтому, выбор студентом формы двигательной активности должен быть адекватным, т.е. с учётом особенностей учебного труда и утомления, с направленностью на коррекцию своего телосложения или улучшение работоспособности и т. д.

В деле первостепенной важности - сохранении и укреплении здоровья людей - главную роль играет образ жизни. Стиль жизни как субъективная характеристика в значительной степени зависит от самого человека. Несмотря на то, что здоровье большинством людей признаётся глобальной и важной ценностью, сознательное построение своего стиля жизни в целях его сохранения и укрепления достигается далеко не всяким, даже предпринимающим такие попытки (4).

Наряду с самооценкой в качестве детерминанты отношения к здоровью выступает и осознание его как ценности, его места в структуре других жизненно значимых ценностей.

В теории и практике формирования здоровья следует учитывать два обстоятельства. Во первых, существует диссонанс между вербально декларируемой, осознаваемой ценностью здоровья и вербально декларируемой, осознаваемой ценностью здоровья и реальным поведением, направленным на его сохранение и укрепление. Во вторых, признание здоровья в качестве важнейшей жизненной ценности или необходимого условия полноценной жизнедеятельности означает, что оно служит средством достижения различных жизненно важных целей.

Разрешение этого противоречия между стремлением достичь жизненно значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым возможно только путём кардинального совершенствования объективных условий жизнедеятельности. Наряду с этим не менее важно изменение неадекватных установок и стереотипов, а это предполагает апелляцию к мотивационной структуре личности, её ценностным ориентирам. Поэтому система мероприятий обучающего, воспитательного и пропагандистского характера должна быть обращена прежде всего к механизмам структуры внутреннего мира личности.

Знания, умения и навыки "мёртвыми грузом" если отсутствуют "пусковые механизмы" - соответствующие мотивы. Поэтому формирование адекватного отношения к здоровью, детерминирующего здоровый образ жизни средствами обучения, воспитания, предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, непосредственным мотивом сохранения здоровья, непосредственным мотивом сохранения здоровья, сколько к целому комплексу мотивационных подструктур, определяющих общую направленность личности. Это могут быть мотивы к труду, перспектива профессионального роста и мобильности, мотивы материального благополучия, достижение социального престижа, повышение социального статуса, самооценки, самосовершенствование.

Но к сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности и убеждения .Убеждения - это такие мотивы практической и теоретической деятельности, которые обоснованы теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Интересы и склонности могут значительно изменяться на протяжении жизни. Одна из важнейших причин - то, что они в очень большой степени зависят от влечения к новому из любопытства. Хорошо знакомое и привычное перестаёт быть интересным.

Иначе дело обстоит с убеждениями. Если они глубоко обоснованны теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека, они сохраняются на протяжении всей его жизни (8).

На древнем востоке считалось, что всякая болезнь является результатом совершённой ошибки. Больной считался преступником, он достоин был презрения потому, что плохо воспитан и в результате заболел.

Если человек сам не будет любить жизнь, бороться за своё полноценное физическое духовное долголетие, то никакая наука и никакие рецепты ему не помогут (4 с.17).

По этой причине обучение, воспитание и пропаганду здорового образа жизни должны идти через активизацию побудительных механизмов, целый ряд других феноменов духовного мира личности. Продуктивность такого подхода состоит прежде всего в том, что он обеспечивает главное - активность самого человека, в деле сохранения индивидуального и общественного здоровья. Таким образом, знание закономерностей формирования и проявления отношения человека к здоровью, в частности его внутриличностных детерминант выступает необходимым условием эффективности формирования здорового образа жизни средствами обучения и воспитания (3 с.37).

Литература:

1. Анашкина Н.А. Социокультурные факторы и социально-педагогичнские механизмы формирования рекреативно-оздоровительной деятельности женщины. Дис. канд. пед. наук ГРАФК. - М., 1996. - 205с.

2. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени. - М.: "Физкультура, образование и наука.". - 1997. - 209 с.

3. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека//Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. - 37

4. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В.Хрущёва. - М.: Медицина. - 1991. - С. - 17.

5. Виленский В.Я. Социально - психологические детерминанты формирования мировоззрения здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. - 1994. - №9. - С. - 11.

6. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М.: Физическая культура и спорт, 1962. - С. - 15.

7. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: АО "Аспект Пресс", 1995.-144с.

8. Мильштейн О.А. Жизненный путь и физкультурно - активный человек.//Филосовско - социологическое исследование физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 1988. - С. - 51.

9. Мерлин В.С. Психологические индивидуальности./Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 448с.

10. Устав Всемирной организации здравоохранения. - Женева, 1946. - С. - 3.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Доброрадных, М.Б. Ценности здоровья и имиджа в образе жизни студентов // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 31-37.