ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, БОЛЕЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, БОЛЕЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Иванова Н.Л., Захарова Л.С.,
кафедра ЛФК, массажа и реабилитации

ВВЕДЕНИЕ. В последние 10-15 лет существенно изменилось представление о бронхиальной астме, этиологии, патогенезе, клинике, лечении и профилактике этого заболевания. Появилась необходимость в разработке новых методик для реабилитации, учитывающих эти новые взгляды и современные особенности течения бронхиальной астмы.

Следует отметить, что в программе лечения все чаще используются средства и формы физической реабилитации. В результате их применения наступление ремиссии происходит благодаря восстановлению собственных компенсаторных возможностей организма больного, средства физической реабилитации наиболее экологически чисты и при правильном их применении не бывает осложнений.

В процессе восстановления, применяя многие средства и формы реабилитации, не всегда учитываются особенности интересов ребенка. Известно, что в занятия лечебной гимнастикой уже достаточно давно включаются подвижные игры, но они чаще всего носят общеразвивающий характер, воздействуя на весь организм в целом.

В одной из последних классификаций подвижных игр для больных и ослабленных детей предлагается делить игры на 4 группы с учетом применения психофизической нагрузки в них: Эта классификация учитывает многие критерии назначения подвижных игр. Но в ней не содержится описания разработанных методик по применению подвижных игр, учитывающих специфику конкретных заболеваний. Поэтому возникает необходимость в разработке методик подвижных игр, целенаправленно влияющих на определенный орган или систему, вовлеченные в патологический процесс.

Исходя из этого, была поставлена следующая цель исследования: разработать методику подвижных игр специальной направленности для реабилитации детей младшего школьного возраста, болеющих бронхиальной астмой.

Научная новизна: впервые была разработана методика подвижных игр специальной направленности для реабилитации детей младшего школьного возраста, болеющих бронхиальной астмой.

Чтобы лучше понять механизмы воздействия разработанной методики, следует остановиться на описании этого заболевания. Бронхиальная астма- хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. При наличии предрасположенности это воспаление вызывает повторяющиеся приступы кашля, хрипов, возникает чувство сдавленности в груди, затруднение дыхания. Воспаление делает респираторный тракт чувствительным к различным внешним раздражителям. При их воздействии происходит обструкция дыхательных путей, она может происходить в результате: спазма гладкой мускулатуры бронхов, отека слизистого и подслизистого слоя, гиперсекреции слизи. Принято считать, что в процессе заболевания в головном мозге формируется застойный доминантный очаг патологического возбуждения, происходит нарушение равновесия тормозного и возбудительных процессов. При разработке методики мы попытались учесть основные аспекты заболевания.

МЕТОДИКА. Под нашим наблюдением находилось 15 детей в возрасте 7-11 лет (младший школьный возраст). Диагноз: бронхиальная астма, смешанной формы, средняя степень заболевания. Именно для этого контингента нами разрабатывалась методика подвижных игр специальной направленности.

Подвижные игры специальной направленности для реабилитации детей младшего школьного возраста, болеющих бронхиальной астмой мы делим на 5 групп:

С элементами коррекции дыхания (с произношением звуков, с удлиненным выдохом, с диафрагмальным дыханием). 2. С элементами дренирования бронхов. 3. С использованием элементов спорта. 4. С элементами коррекции осанки (в положении разгрузки позвоночника, без разгрузки позвоночника). 5. С элементами расслабления (для всего организма).

При назначении подвижных игр специальной направленности для реабилитации бронхиальной астмы мы учитывали: возраст, индивидуальные особенности личности ребенка, психическое развитие, степень физической подготовленности и, обязательно, специфику заболевания (степень тяжести, характер реакции на нагрузку, фазу состояния больного- устойчивая, неустойчивая ремиссия и др.).

Подвижные игры мы включали в занятие лечебной гимнастикой, которое является основной формой физической реабилитации. Игры использовались во всех частях занятия.

Подвижные игры специальной направленности выполнялись больными в виде имитационных (подражательных) движений, основной задачей которых являлось воспитание правильного дыхания и тренировка выдоха.

При выполнении игр первой группы вибрация голосовых связок от произнесения звуков передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, способствуя расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол. Особо рекомендуем "жужжащие, рычащие, шипящие" звуки, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов.

Как известно, при бронхиальной астме наблюдается экспираторная одышка- затруднение фазы выдоха дыхательного цикла. Поэтому особо важно, применяя подвижные игры специальной направленности, тренировать именно удлиненный нефорсированный выдох.

Во время приступа бронхиальной астмы увеличенное сопротивление воздушному потоку, особенно на выдохе, вызывает задержку воздуха в легких и рост функциональной остаточной емкости- перерастяжение или вздутие легких. Происходит уплощение диафрагмы, которое сопровождается увеличением работы дыхания, так как мышечные волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в оптимальном режиме. Теперь кроме преодоления возросшего сопротивления воздухоносных путей, больной бронхиальной астмой вынужден "использовать" менее эффективные дыхательные мышцы для расправления неэластичных легких. Все это способствует увеличению потребления кислорода и продукции углекислого газа диафрагмой.

Поэтому включение подвижных игр, стимулирующих брюшное (диафрагмальное) дыхание улучшает подвижность диафрагмы, главной дыхательной мышцы, что увеличивает жизненный объем легких. Диафрагмальное дыхание тренирует диафрагму, оказывает помощь сердцу, обеспечивает приток венозной крови, снижает артериальное давление, стимулирует пищеварение, регулирует деятельность органов брюшной полости и малого таза.

При бронхиальной астме эффект кашля как важного фактора дренажной функции бронхов определяется рядом условий, главными из которых являются: сохранение рефлекторного механизма кашля (у больных бронхиальной астмой он снижен), сокращение дыхательных мышц, достаточная эластичность грудной клетки и ткани легкого и др. Почти на все указанные компоненты кашлевого акта можно воздействовать специальными дыхательными упражнениями. При выполнении игр второй группы, благодаря дренажным упражнениям обеспечивается полноценный дренаж бронхов, очищение слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от патологического экссудата, укрепление дыхательной мускулатуры, и прежде всего мышц, производящих выдох. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота рефлекторно вызывает непроизвольный кашель, сопровождающийся ее откашливанием.

Игры третьей группы включают в себя элементы спорта (баскетбола, волейбола, лыж, плавания). Способствуют улучшению работы всех органов и систем организма, а также тренируют удлиненный выдох. При этом всю нагрузочную часть любого упражнения: наклоны туловища, бросок мяча и др. осуществлять на выдохе, после нескольких повторений обязательно расслабиться. Применение таких игр необходимо еще и как подготовка к отдельным видам спорта.

У детей, болеющих бронхиальной астмой, довольно часто встречается нарушение осанки. Особенно распространенными дефектами осанки являются нарушения осанки в сагиттальной плоскости (чаще всего кифотическая деформация позвоночника). Поэтому необходимо применение игр четвертой группы, которые носят корригирующий характер, способствуют укреплению определенных мышечных групп. Игры делятся на: игры в положении разгрузки позвоночника и игры без разгрузки позвоночника.

Для клинической картины детей с бронхиальной астмой часто характерны зажатость, скованность грудной клетки и во всем организме в целом. На облегчение дыхания и расслабление организма как раз и направлены игры, относящиеся к пятой группе. Особое внимание следует обратить на расслабление мышц пояса верхних конечностей. Для гармонизации состояния больного ребенка хорошо проводить эти игры с музыкальным сопровождением, например, под "звуки природы" (шум моря, водопада, леса и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В настоящее время по разработанной системе подвижных игр специальной направленности для реабилитации детей, болеющих бронхиальной астмой, проводятся экспериментальные исследования. Для опредления срочного эффекта воздействия подвижных игр проводились исследования функции легких (пикфлоуметрия)- больным предлагалось измерить пиковую скорость выдоха (ПСВ) до и после занятия лечебной гимнастикой с помощью прибора пикфлоуметра. Предварительные результаты показали что, разработанная методика подвижных игр специальной направленности обеспечила улучшение ПСВ в среднем на 15 %.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванова, Н.Л. Подвижные игры специальной направленности в реабилитации детей, болеющих бронхиальной астмой / Иванова Н.Л., Захарова Л.С. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 38-41.