ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Конаков А., студент 4 курса
кафедры борьбы

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения, затрагивающие различные сферы жизни человека. Последние годы характеризуются чрезвычайным ростом преступности. В этих условиях возникла потребность в обеспечении личной и общественной безопасности. Повысились требования, предъявляемые к уровню подготовки различных силовых ведомств: милиции, федеральной службы безопасности, инкассации, армии, охранных предприятий и т .п.

Рукопашный бой получил широкое распространение не только как эффективное средство развития физических и психических качеств, но и как средство профессионально-прикладной подготовки сотрудников силовых ведомств.

В различных публикациях, пособиях приводится большой материал по технике рукопашного боя, физической подготовке. В меньшей степени освещен материал по методике подготовке к рукопашному бою.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что система подготовки и участия в соревнованиях по прикладным единоборствам более качественно позволяет сформировать двигательные навыки, необходимые для ведения рукопашного боя.

Цель работы - определение эффективности системы подготовки и участия в соревнованиях по прикладным единоборствам сотрудников спецподразделений.

Цель работы конкретизировалась в следующих задачах:

1. Рассмотреть существующие системы проведения соревнований по прикладным единоборствам.

2. Выявить мнение специалистов о системе проведения соревнований при подготовке к рукопашному бою.

3. Определить объем технико-тактических действий в условиях, приближенных к реальному рукопашному бою.

4. Проверить эффективность системы подготовки и участия в соревнованиях по прикладным единоборствам сотрудников спецподразделений.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы экспертной оценки; тестирование; методы математической статистики.

Было проанализировано 32 литературных источника, в том числе 20 правил соревнований по различным единоборствам. Средства подготовки к рукопашному бою графически представлены на рис. 1-4.

Рис. 1 Средства техники ударов                      Рис. 2 Средства техники сковывания

Рис. 3 Средства техники бросков                     Рис. 4 Средства защиты

Была разработана классификация существующих спортивных видов единоборств (Рис .5).

Рис. 5. Классификация существующих спортивных видов единоборств

Анализ мнения специалистов позволил уточнить требования, предъявляемые к правилам состязаний по прикладным единоборствам (рукопашный бой): форма участников, защитные приспособления, количество судей, оценка технических действий, наличие весовых категорий и т.п.

Для определения объема и эффективности технических действий в рукопашном поединке было проанализировано 117 боев десяти чемпионатов "Бои без правил", в которых приняло участие 144 представителя различных школ. Соотношение направлений школ, в основе которых лежит техника ударов или техника бросков составило 51 % и 49 % соответственно.

Чаще всего применялась техника ударов руками (68 % участников использовало в своем арсенале) и ногами (51 %), что подтверждает дистанционный принцип ведения рукопашного боя. При сближении использовались броски в основном руками (32 %) - захватом ног. Реже применялись броски ногами (20 %), требующие хорошей координации, и туловищем (7 %). При преследовании чаще применялись удушающие (в основном руками - 38 %)., меньше - болевые (20 %).

Для проверки гипотезы исследования был проведен педагогический эксперимент. За основу был взят вариант теста из программы выполнения техники самозащиты без оружия в подразделениях специального назначения. Педагогический эксперимент был организован на базе ОМОН при ГУВД г. Москвы, а также ЦС "Динамо" в период с 15 января по 22 марта 1997 года.

Для проведения эксперимента были скомплектованы две группы по 15 человек. Обе группы обучались одним и тем же приемам защиты от вооруженного или обезоруженного противника. В состав контрольной группы были включены сотрудники, выступающие в соревнованиях по различным единоборствам (самбо, дзюдо, рукопашный бой). В состав экспериментальной группы вошли сотрудники не принимающие участие в соревнованиях, но регулярно тренирующиеся.

Контрольное тестирование осуществлялось группой экспертов из 6 человек.

Для оценки уровня владения техникой рукопашного боя были разработаны критерии: уход с линии атаки противника; проведение расслабляющего удара; отсутствие пропуска удара рукой, ногой, предметом и т.д.; обязательный отбор оружия; соблюдение принципов равновесия. Оценивалась структура, динамика, слитность выполнения технических действий. За каждое нарушение снимались баллы.

Тестирование проводилось на различных этапах:

- на I этапе - в условиях тренировки;

- на II этапе - во время проведения первых соревнований;

- на III этапе - во время проведения вторых соревнований;

- на IV этапе - во время проведения третьих соревнований.

Динамика результатов демонстрации технических действий во время проведения контрольных тестирований экспериментальной и контрольной групп приведены на рис. 6.

Рис. 6 Динамика результатов демонстрации технических действий во время проведения контрольных тестирований экспериментальной и контрольной групп

Выводы

1. Анализ специальной литературы и мнений специалистов-практиков позволил выяснить особенности системы контроля уровня техники при подготовке к рукопашному бою.

2. В качестве средств контроля выделяют соревнования - 85 %, выполнение контрольных нормативов - 15 %; большинство специалистов склоняются к смешанному типу системы соревнований.

3. При ведении рукопашного поединка чаще применяются удары руками и ногами, при сближении используются броски руками - 32 %, реже броски ногами - 20 % и туловищем - 7 %. При преследовании чаще применяются удушающие, реже болевые.

4. Педагогический эксперимент подтвердил предположение, что система подготовки и участия в соревнованиях по прикладным единоборствам более качественно позволяет сформировать двигательные навыки, необходимые для ведения рукопашного боя.

5. Разработаны классификация прикладных спортивных единоборств, правила соревнований для сотрудников спецподразделений по рукопашному бою.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Конаков, А. Формирование двигательных навыков ведения рукопашного боя сотрудников спецподразделений // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 63-66.