АНАЛИЗ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

АНАЛИЗ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Костиков Д.В., Соломатин В.Р.,
кафедра плавания

В данной работе впервые на основе данных 90-х годов дается анализ нагрузок различной направленности, применяемых при тренировке юных пловцов в воде в процессе круглогодичной тренировки.

Цель работы состоит в оптимизации планирования тренировочных нагрузок юных пловцов в годичном цикле.

На основании проведенного анализа современного состояния проблемы тренировочных нагрузок перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Установить объем и соотношение нагрузок разной направленности, используемых пловцами в воде.

2. Определить динамику тренировочных нагрузок различной направленности, используемых пловцами в годичном цикле.

3. Дать практические рекомендации по планированию тренировочных нагрузок в годичном макроцикле.

4. Сравнить полученные данные с результатами ранее проведенных исследований.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Анализ тренировочных нагрузок по их преимущественной направленности.

3. Математико - статистические методы.

При обработке фактического материала применялись общепринятые cта-тистические методы с расчетом средней арифметической (X) и квадратического отклонения (б).

4. Анализ дневников спортсменов.

В соответствии с реакцией организма тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки пловцов, были разбиты на 4 основные группы /по Волкову/.

Организация исследования:

В исследовании приняли участие группа мальчиков (9 человек) и группа девочек (7 человек), занимающихся у разных тренеров в школе плавания "СКИФ", "Динамо", ЦСКА и в бассейне с/к "Олимпийский", спортивная квалификация II взрослый - КМС. Возраст пловцов от 13 до 15 лет.

У спортсменов, принявших участие в эксперименте, были взяты дневники тренировок за предыдущий год для последующего анализа.

Анализ тренировочных нагрузок экспериментальной группы показал, что общий объем тренировочной работы в воде у пловцов составляет 424 часа, а у пловчих 392 часа. Из них : нагрузки аэробной направленности составляют 56%, смешанной аэробно-анаэробной направленности 22%, анаэробной гликолетической 17,5%, анаэробной алактатной 4%.

Данные, полученные в исследовании можно применять при планировании годового цикла пловцов 13-15 лет.

Годичная тренировка состоит из 3 макроциклов. Продолжительность подготовительных периодов 10-9-12 недель.

Во всех подготовительных периодах были выполнены в среднем одинаковые нагрузки 26,6% (27,4% у девочек) от общегодового объема.

Смотря на графики, можно отметить волнообразную динамику изменения как общего объема, так и нагрузок различной направленности. В динамике объема нагрузок аэробной направлвенности в каждом макроцикле можно выделить 2 пика. Первый приходится на самое начало макроцикла, а второй на середину специально подготовительного периода. Нагрузки смешанной аэробно-анаэробной направ-ленности не имеют ярко выраженных пиков. Нагрузки аэробно-гликолетической направленности выходят на свои максимальные значения через 2-4 недели после пиков аэробной нагрузки. Нагрузки анаэробной алактатной направленности равномерно распределяются по всему годовому циклу с небольшими всплесками перед и во время соревновательных периодов.

Сопоставляя данные, полученные в нашем исследовании, с результатами, полученными Кузнецовой Г.В. (по мальчикам) в аналогичной работе за 1980 г. можно сделать выводы:

1) Общий годовой объем тренировочных нагрузок, применяемый при подготовке спортсменов, в 90-х годах меньше на 700-900 км., или 200-250 часов (см. рис.1).

2) Существенно увеличилась доля работы в аэробной зоне: с 50% (1108км.) в 80-х до 66% (945 км.) в 90-х годах от общего годового объема в километрах и с 40% (289 часов) до 56% (238 часов) в часах соответственно.

3) Наряду с увеличением объемов аэробной направленности (I зона) в 90-х годах уменьшилась доля нагрузок смешанной аэробно-анаэробной, анаэробной гликолетической и анаэробной алактатной направленностей (II,III,IV зоны). Особенно велико снижение нагрузок анаэробно алактатной направленности (IV зона) с 4% (68,8 км.) до 1,4% (20 км.).

Выводы:

1). Планирование подготовки юных пловцов 13-15 лет в течение года осуществляется по многоцикловому принципу (в частности, в нашем исследовании 3-х цикловое).

2). Общий объём тренировочных нагрузок у юных пловцов-мальчиков в годичном цикле подготовки составляет 425 часов (395 у девочек) ± 125 часов, в том числе нагрузок аэробной направленности 239 часов (229) ± 120 часов; смешанной аэробно-анаэробной направленности 94 часа (85) ± 45 часов; анаэробной алактатной направленности 18 часов (15) ± 11 часов. Это в процентном соотношении равно 57,5 %; 21,5 %; 17 %; 4%.

3). По сравнению с 80-ми годами появилась тенденция к уменьшению общего объема плавания с увеличением процентной доли нагрузок аэробной направленности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Костиков, Д.В. Анализ тренировочных нагрузок различной направленности юных пловцов / Костиков Д.В., Соломатин В.Р. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 67-69.