НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ РГАФК

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ РГАФК

Костикова Л.В., Николаева Н.И.

В законе об образовании РФ говорится, что: "Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества...". Политическое и социально-экономическое переустройство, происходящее в нашей стране определяет новую стратегию развития педагогического образования и требует его радикальной реформы, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, в отрасли физическая культура и спорт, основной целью которого является непрерывное повышение квалификации и профессиональная переподготовка тренеров, преподавателей и др. специалистов. Несмотря на обилие постановлений и определенных организационных мер в Высшей школе, изменения в системе дополнительного профессионального образования незначительны.

В настоящее время готовится Федеральный закон РФ о дополнительном профессиональном образовании, т.е. о целенаправленном повышении профессиональных знаний граждан, совершенствовании их деловой квалификации и подготовки к выполнению новых трудовых функций. Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры работников всех уровней, является "их служебной обязанностью и осуществляется в течение всей трудовой деятельности". Государственная политика в области дополнительного профессионального образования предусматривает формирование сети образовательных учреждений, осуществляющих реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ и обучение по этим программам.

Создание института повышения квалификации и переподготовки кадров Российской Государственной академии физической культуры - в декабре 1996 г. является своевременным и важным событием в области физкультурного образования России. Его созданию предшествовала работа более тридцати лет различных факультетов повышения квалификации.

За годы существования факультетов повышения квалификации в РГАФК сложилась достаточно эффективная устойчивая система работы, проводимая при участии и контроле государственных вышестоящих организаций.

Факультет усовершенствования тренерских и преподавательских кадров (ФУС) был открыт в 1967 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 671 от 11 августа 1966 года и постановлением Президиума Центрального совета, союза спортивных обществ и организаций от 31 августа 1967 года № 7.

Таблица № 1

Схема системы повышения квалификации РГАФК в период 11967 - 1997 г.г.

Слушатели факультета: тренеры сборных команд страны, областей, городов, добровольных спортивных обществ, детских спортивных школ, заведующие кафедрами и преподаватели институтов и техникумов физической культуры, преподаватели кафедр физического воспитания высших учебных заведений, имеющих высшее физкультурное образование и стаж работы после окончания вуза не менее четырех лет. Длительность обучения - 1 месяц, объем учебной нагрузки 144 часа.

В 1974 г. Министерством высшего и среднего образования был издан приказ об открытии факультета повышения квалификации преподавателей физического воспитания учебных заведений страны по территориальному признаку. В том же году был открыт факультет повышения квалификации преподавателей физического воспитания высших и средних специальных учебных заведений (ВУЗов и ССУЗов) г.Москвы и Московской области. Более 100 учебных заведений направляли своих слушателей для обучения на этот факультет. Учебный процесс проводился по учебным планам, рассчитанным на 2 месяца обучения, в объеме 288 учебных часов.

В 1982 году был открыт третий факультет повышения квалификации руководящих работников ФКиС. Ежемесячно на факультете проходили подготовку две группы слушателей: первая - председатели городских и районных спорткомитетов Советского Союза, вторая группа - тренеры сборных команд страны по различным видам спорта. На факультетах обучались также группы слушателей из зарубежных стран. Направление тренеров и преподавателей до 1991 года осуществлялось на основании приказа Спорткомитета СССР и министерства Высшего образования.

Всего за 1967-1996 гг. на факультетах повышения квалификации обучалось более 36,5 тысяч слушателей - отечественных и зарубежных специалистов по физической культуре и спорту.

Анализ деятельности факультетов повышения квалификации свидетельствует об их результативности и достаточно высокой эффективности, соответствующей тому времени. Работа на каждом факультете имела свою специфику, направленную на дифференцированный подход к организации учебы с учетом реальных потребностей и интересов различных категорий слушателей. Ежегодно, особенно в 1975-1987 гг. среднегодовое количество слушателей доходило до 1,5 тысяч человек. К началу 90-х годов в связи с ослаблением государственного контроля и снижением финансирования системы повышения квалификации поток слушателей значительно уменьшился. Наиболее критическими для ФПК были 1988-1996 годы. Кризисные явления в стране больно сказались на высшей школе и особенно на системе повышения квалификации. Существующая ранее практика планирования количества слушателей ФПК вышестоящими организациями уступила место самостоятельному решению вопроса о необходимости и места проведения этой работы руководителями учреждений, подразделений, самими специалистами. Представленная факультетам повышения квалификации самостоятельность в подборе контингента слушателей, формировании учебных планов и программ, перевод их деятельности на смешанное финансирование привело к поиску новых организационных и содержательных форм работы, к возможности выбора наиболее квалифицированных преподавателей, в том числе и из других организаций, к заключению прямых договоров с различными организациями на обучение конкретного контингента слушателей.

В таблице № 2 представлены показатели, свидетельствующие о тенденции роста количества слушателей, обучающихся в связи с введением хозрасчета в деятельность ФПК, на платной основе. Вместе с этим количество слушателей, обучающихся за счет государственного бюджета сводится к минимуму.

Таблица № 2

Численность слушателей ФПК РГАФК за последние пять лет по учебным годам

1992/93 1993/94 1994/95 1995/96 1996/97
бюд.    дог
180    7
бюд.    дог
152    172
бюд.    дог
155    310
бюд.    дог
41    334
бюд.    дог
19    158
Всего: 187 344 465 375 177

К середине 90-х годов учреждениям дополнительного профессионального образования представлена относительная самостоятельность, что существенно сказалось на качестве учебного процесса и использовании новых многообразных форм обучения. Происходящие демократические изменения и переход к рыночным отношениям наложили отпечаток на попытки ломки существующей ранее системы подготовки и переподготовки специалистов. Зарождаются признаки общественного понимания в том числе в нашей отрасли, т.е. в физической культуре и спорте, что важнейшим фактором национального процветания и прогресса является воспроизводство кадров высшей квалификации, способных на постоянное обновление знаний в соответствии с быстроразвивающимися условиями общественной практики. Именно новая идеология в вопросах повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров положена в основу деятельности вновь созданного отраслевого института повышения квалификации РГАФК.

Для того, чтобы добиться перехода к новой системе обучения, предания современного статуса ИПК и рассматривать его как особый институт с приоритетом прав и материально-технического обеспечения следует произвести структурные изменения ИПК, в том числе ввести в его состав новые кафедры и подразделения, научно-исследовательскую лабораторию, методический кабинет учебные, и методические центры, филиалы на базах ИФК, ТФК, спорторганизаций, ДЮСШ, сборных команд и др.

Наиболее существенным моментом в работе института является усиление тенденции к разработке и применению комплексных методов обучения - межпредметных, межтематических, целевых заданий, проводимых с использованием традиционных и, главным образом, активных методов обучения, прогрессивных технологий обучения со всеми их компонентами. Среди них - системно-деятельностный творческий подход, модульный принцип обучения, современные методы контроля знаний, учебные игры (деловые, управленческие, имитационные), использование компьютерных сетей и др. Обучение этими методами позволяет максимально приблизить учебный процесс к практической деятельности, создавать условия, стимулирующие творческую активность слушателей, повысить эффективность учебного процесса.

Отличительной чертой современной организации учебного процесса является обучение по индивидуальным планам. Эта управляемая форма индивидуальной подготовки осуществляется под руководством и с консультациями ведущих специалистов и ученых, а также преподавателей Института повышения квалификации. При этом при формировании индивидуальной программы необходима активная роль обучающегося в процессе выбора цели обучения, направления содержания форм и методов. что позволяет повысить его мотивацию, развивать его творческие способности, приблизить процесс обучения к производственной деятельности.

Особую роль в разработке и реализации учебных планов и программ ИПК играют преподавательские кадры. При проведении занятий преподаватель не только передает знания, формирует и развивает умения обучающегося, но самое главное, он является высококвалифицированным экспертом и консультантом, глубоко и в подробностях знающий теорию и практику изучаемых проблем, владеющий современными подходами, методами, формами и средствами обучения, экспертизы, консультаций, имеет глубокие знания отечественной и мировой науки и практики в своей отрасли. Все это предъявляет повышенные требования к преподавателю как к личности, как к специалисту и как к профессионалу в сочетании с главным требованием к преподавателю - к его педагогическому мастерству. Теоретические знания - практический опыт - психолого-педагогическое мастерство - вот основные сферы компетентности преподавателя системы дополнительного профессионального образования.

Институт повышения квалификации РГАФК разворачивает свою работу, разрабатывая новые программы дополнительного профессионального обучения по физической культуре и спорту, которые реально могут содействовать обновлению учебного процесса, повышению его эффективности и рациональности.

И хотя в нашей стране все еще не отлажен механизм, обеспечивающий жесткую зависимость служебного продвижения или повышения заработной платы работника от прохождения им разделов повышения квалификации, многие руководители физкультурно-спортивных подразделений и сами тренеры, учителя физической культуры, преподаватели учебных заведений и др. специалисты постепенно приходят к пониманию того, что повышение квалификации является непременным условием обеспечения успешной работы, достижения прогресса и материального благополучия.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Костикова, Л.В. Некоторые аспекты деятельности Института повышения квалификации и переподготовки кадров РГАФК / Костикова Л.В., Николаева Н.И. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 70-74.